город Москва |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А40-113725/17-130-1023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) МКП "Теплоснабжение г. Пензы": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Панова А.В. (дов. N ИА/41486/17 от 20.06.2017 г.), Савостиной Е.В. (дов. N ИА/496/18 от 10.01.2018 г.);
от третьего лица Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области: не явились, извещены;
от третьего лица ПАО "Т-плюс": Криницына А.М. (дов. N 1768 от 27.11.2017 г.), Акимова В.О. (дов. N 2123 от 04.12.2017 г.);
рассмотрев 01 марта 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу МКП "Теплоснабжение г. Пензы"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 сентября 2017 г.,
принятое судьей Кукиной С.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2017 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-113725/17-130-1023
по заявлению муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (ОГРН 1075836002450; 44008, г. Пенза, ул. Некрасова, д. 34)
к Федеральной антимонопольной службе (125993, г. Москва, ул. Садово-Кудринская, д. 11)
о признании недействительным решения,
третьи лица: Управление по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области; ПАО "Т-плюс",
УСТАНОВИЛ: публичное акционерное общество "Т-плюс" (далее - ПАО "Т-плюс") в соответствии с положением Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган, ответчик) с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления единых тарифов на тепловую энергию публичного акционерного общества "Т-плюс" (далее - ПАО "Т-плюс", общество, заявитель).
Спор возник с Управлением по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения приказом от 20 декабря 2016 г. N 151 "О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области" ПАО "Т-плюс" установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016-2018 г. (для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения и населения); тарифы на тепловую энергию (мощностью) на коллекторах источника тепловой энергии для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016-2018 г. (для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения и населения).
При рассмотрении возникшего спора, ФАС России установлено следующее.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 августа 2016 г. N 868 утверждена актуализированная схема теплоснабжения города Пензы на период до 2031 года.
В соответствии с Разделом 5 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)" в зоне деятельности 001 (к которой относятся потребители, подключенные к тепловым сетям муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (далее - МКП "Теплоснабжение г. Пензы", заявитель), утвержденной единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО) является филиал "Пензенский" ПАО "Т Плюс".
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о теплоснабжении установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности ЕТО и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Пунктом 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования), установлено, что ЕТО поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
На основании пункта 134 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 N 760-э (далее - Методические указания), тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитывается и устанавливается на едином уровне всем потребителям, находящимся в зоне деятельности ЕТО и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Таким образом, законодательством предусмотрено, что для всех потребителей, находящихся в зоне деятельности ЕТО, может быть установлен только один тариф на тепловую энергию.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20 декабря 2016 г. N 151 для МКП "Теплоснабжение г. Пензы" также установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, относящихся к зоне деятельности 001, в которой ЕТО является ПАО "Т Плюс". В соответствии с актуализированной схемой теплоснабжения города Пензы на период до 2031 года МКП "Теплоснабжение г. Пензы" не является ЕТО.
Согласно части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 138 Методических указаний в случае если органом регулирования не принято решение об утверждении единых тарифов на тепловую энергию (мощность) с учетом дифференциации по схеме подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения, единый тариф на тепловую энергию (мощность) в виде одноставочного или двухставочного тарифа рассчитывается по формулам, приведенным в пункте 139 Методических указаний, с применением значений объемов тепловой энергии, отпущенной из тепловых сетей, и тепловых нагрузок без учета указанной дифференциации, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, определяемых в соответствии с пунктами 121 и 122 Методических указаний.
Исходя из формул пункта 139 Методических указаний расчет единых тарифов на тепловую энергию в зоне деятельности ЕТО производится с учетом средней стоимости передачи произведенной (приобретенной) ЕТО тепловой энергии по всем тепловым сетям, используемым для теплоснабжения потребителей, независимо от того, кто является собственником либо законным владельцем этих тепловых сетей.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что для МКП "Теплоснабжение г. Пензы" как организации, действующей в зоне деятельности ЕТО ПАО "Т Плюс", должен быть установлен тариф на передачу тепловой энергии, а для ПАО "Т Плюс" установлен единый тариф на тепловую энергию с учетом расходов на услуги по передаче, оказываемые МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
Установив в зоне деятельности 001, в которой ЕТО является ПАО "Т Плюс", тариф на тепловую энергию как для ПАО "Т Плюс", так и для МКП "Теплоснабжение г. Пензы", Управление по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области допустило нарушение части 4 статьи 11, части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пунктов 22, 94 Основ ценообразования, пунктов 134, 139 Методических указаний.
Допущенные Управлением нарушения послужили основанием для удовлетворения заявленных ПАО "Т Плюс" требований и принятия ФАС России решения от 15 июня 2017 г. N СП/40304/17.
Указанным решением ФАС России Управление по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области признано нарушившим часть 4 статьи 11, часть 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пунктов 22, 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, и пунктов 134, 139 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСГ России от 13 июня 2013 г. N 760-э; удовлетворены требования ПАО "Т Плюс", указанные в заявлении о досудебном споре с управлением (рег. N 19290/17 от 08 февраля 2017 г.); отменены с 01 сентября 2017 г. приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2015 г. N 156 (в редакции приказа от 20 декабря 2016 г. N 151) в части установленных тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области для ПАО "ТПлюс" на 2017 - 2018 гг., от 18 декабря 2015 г. N 157 (в редакции приказа от 20 декабря 2016 г. N 151) в части установленных тарифов на тепловую энергию для потребителей МКП "Теплоснабжение г. Пензы" на территории г. Пензы на 2017 - 2018 гг.; органу исполнительной власти Пензенской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения до 31 августа 2017 г. предписано установить единые тарифы для потребителей на территории Пензенской области для ПАО "Т Плюс" на 2017 - 2018 гг. с учетом расходов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемых МКП "Теплоснабжение г. Пензы", в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения города Пензы и действующим законодательством и ввести их в действие с 01 сентября 2017 г.
Считая свои права нарушенными, МКП "Теплоснабжение г. Пензы" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным указанного решения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 сентября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе МКП "Теплоснабжение г. Пензы" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Т Плюс" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представители ФАС России и ПАО "Т-плюс" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители МКП "Теплоснабжение г. Пензы" и Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области регулирования естественных монополий и государственных цен (тарифов), разногласий и досудебных споров, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регулируемыми субъектами при установлении (и применении) регулируемых цен (тарифов) предусмотрена Законом о теплоснабжении.
Согласно статье 7 Закона о теплоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения рассматривает в досудебном порядке споры, возникающие между органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, теплоснабжающими организациями, тепло сетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при установлении и применении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, в соответствии с пунктом 5.3.34.1 которого ФАС России рассматривает в досудебном порядке споры, возникающие между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии при установлении и применении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Досудебное рассмотрение спора является видом внесудебного урегулирования разногласий в сфере тарифного регулирования, отличного от процедуры рассмотрения заявлений об отмене тарифных решений в области электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, принятых с превышением полномочий и с нарушением законодательства Российской Федерации, предусмотренной Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 г. N 123.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку тариф ПАО "Т Плюс" должен быть установлен с учетом расходов на услуги по передаче, оказываемые МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
Приняв во внимание, что Управление по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области в нарушение Закона о теплоснабжении установило для МКП "Теплоснабжение г. Пензы" отдельный тариф на тепловую энергию, суды указали на необходимость его отмены, поскольку без отмены данного тарифа невозможно установление тарифа на тепловую энергию ПАО "Т-плюс" без нарушения Закона о теплоснабжении.
Отклоняя доводы заявителя о том, что исполнение оспариваемого решения приведет к ухудшению положения потребителей, суд апелляционной инстанции исходил из тех обстоятельств, что в зоне деятельности 001 для ПАО "Т-плюс" установлен тариф на второе полугодие 2017 г. в размере 1 098,92 руб/Гкал, а для МКП "Теплоснабжение г. Пензы" - 1 396,67 руб/Гкал.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 сентября 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2017 г. по делу N А40-113725/17-130-1023 оставить без изменения, кассационную жалобу МКП "Теплоснабжение г. Пензы" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.