г. Москва |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А40-3361/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Беловой А.Р., Ядренцевой М.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Козлов А.И. по доверенности от 23.12.2016
от ответчика: Бушуев Б.А. по доверенности от 27.12.2017
от третьего лица: Бушуев Б.А. по доверенности от 18.01.2018
рассмотрев 05 марта 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на постановление от 27.10.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Векличем Б.С., Алексеевой Е.Б., Савенковым О.В.,
по иску ООО "Научный производственный центр "КАРС"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на применение льготной ставки арендной платы,
третье лицо: Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научный производственный центр "КАРС" (далее - ООО "КАРС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании права на применение с 01.01.2016 по 31.12.2016 льготной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв. м в год по договору аренды N 02-149/07 от 09.04.2007 в части помещений площадью 383,8 кв. м (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2017, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017, решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2017 отменено, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов кассационной жалобы Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы ссылаются на то, что правовые основания для установления льготной ставки арендной платы отсутствуют. Заявители жалобы считают, что с даты вступления в силу Постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП (20.10.2015) у Департамента отсутствуют правовые основания для принятия решения об имущественной поддержке общества в виде предоставления льготной арендной платы в отсутствие положительного решения Межведомственной комиссии независимо от даты заключения договора аренды и дополнительных соглашений к договору аренды, в этой связи Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика и третьего лица поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным, представил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при принятии постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам Арбитражный суд Московского округа не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом при рассмотрении спора по существу, между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) и ООО "Научный и производственный центр "КАРС" (арендатор) заключен договор N02-149/07 от 09.04.2007 аренды нежилого здания общей площадью 845,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе д. 21А. Срок действия договора установлен до 30.06.2015.
Пунктом 1.3 договора установлено, что объект аренды передается в аренду для использования в целях: медицинские, бытовое обслуживание (парикмахерская, ногтевой сервис).
ООО "Научный производственный центр "КАРС" осуществляет деятельность в области медицины, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО-77-01-000145 от 13.05.2008, выданную Департаментом здравоохранения города Москвы.
В период с 2013 по 2015 годов истцу была установлена льготная ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м в отношении всего здания общей площадью 845,7 кв. м на основании Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы".
17.11.2015 Общество обратилось в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства по вопросу установления в 2016 г. ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м (вх. N ДГИ-184587/15 от 17.11.2015).
Письмами от 23.12.2015 N ДГИ-184447/15/0/2, от 15.01.2016 N ДГИ-184587/15 Департамент городского имущества города Москвы уведомил истца о том, что вопрос представления поддержки включен в повестку заседания Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
В сроки, установленные пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, пунктом 5.3 Постановления Правительства Москвы N 424-ПП от 01.07.2013, то есть до 01 января 2016 года Межведомственная комиссия не рассмотрела вопрос о предоставлении заявителю имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды.
Уведомлением от 15.06.2016 N 33-6-28875/16-(0)-0 (взамен ранее направленного от 24.03.2016 N 33-89991/16-(0)-0) Департамент изменил условия начисления арендной платы, установив с 01.03.2016 арендную плату: за помещения 407,1 кв. м по ставке 3 500 руб. за 1 кв. м в год; за помещения площадью 438,6 кв. м по ставке 12 675,96 руб. за 1 кв. м в год.
Письмом от 15.06.2016 N ДГИ-1-42507/16-1 Департамент сообщил Обществу, что льготная ставка арендной платы установлена им в соответствии с пунктом 19 приложения к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП и применяется только в отношении помещений, используемых для осуществления медицинской деятельности.
По мнению истца, ответчик неправильно определил размер площади, в отношении которой должна применяться льготная ставка арендной платы, исключив из нее вспомогательные помещения (лестницы, коридоры, холлы, санузлы, кладовые), без которых невозможно функционирование медицинского центра.
Истец полагает, что фактически он использует помещение площадью 790,9 кв. м под медицинский центр, помещение площадью 54,8 кв. м - для оказания бытовых услуг, при отсутствии каких-либо изменений в статусе Общества как субъекта, имеющего лицензию на осуществление медицинской деятельности, следовательно, он в соответствии с пунктом 19 приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП обладает правом на льготную ставку арендной платы в отношении всего помещения, используемого под медицинский центр.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что письмом от 08.12.2016 N ДГИ-1-99595/16-1 Департамент уведомил истца о том, что решением Межведомственной комиссии ему отказано в установлении на 2016 год льготной ставки арендной платы.
При этом суд первой инстанции руководствовался Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", предусматривающих возможность предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв.м объекта нежилого фонда только по решению Межведомственной комиссии.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции, применив положения пунктов 1, 2 и 3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", учитывая, что утвержден перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы на льготных условиях (приложение 1), при этом согласно пункту 19 Приложения 1 к указанному постановлению правом на льготную ставку арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв. м в год пользуются все организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, имеющие лицензию на этот вид деятельности и использующие объекты нежилого фонда города Москвы для осуществления медицинской деятельности, вне зависимости от принадлежности к субъектам малого предпринимательства, установив, что из уведомления от 15.06.2016 N 33-6-28875/16-(0)-0 и писем Департамента от 24.03.2016 N ДГИ-1-17102/16-2, от 15.06.2016 N ДГИ-1-42507/16-1, от 17.04.2017 N ДГИ-1-22067/17-1, от 29.06.2017 N ДГИ-1-46056/17-1, Департамент самостоятельно применил на 2016 год льготную ставку арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв. м в год в отношении помещений площадью 407,1 кв. м., с учетом того, что в качестве основания установления указанной ставки в своих письмах Департамент ссылается на пункт 19 приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, пришел к выводу, что у сторон отсутствует спор об отнесении истца к категории лица, за которым признано право на применение льготной ставки арендной платы в порядке Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, а спор возник в связи с исключением вспомогательных помещений из состава объектов, оплачиваемых по льготной ставке.
При этом суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что согласно представленному в материалы дела акту обследования объекта недвижимости от 03.08.2016 N 9095437, проведенному Госинспекцией по недвижимости, арендуемое истцом нежилое здание используется по целевому назначению и установив, что из общей площади помещений 790,9 кв. м, используемых истцом для осуществления медицинской деятельности, Департамент установил льготную ставку арендной платы только в отношении части помещений площадью 407,1 кв. м., в отношении оставшейся части помещений площадью 383,8 кв. м и 54,8 кв. м. Департаментом установлена рыночная ставка арендной платы в размере 12 675,96 рублей за 1 кв. м в год, исходил из того, что доказательств использования истцом оставшейся части помещений площадью 383,8 кв. м под какие-либо иные цели, ответчиком не представлено, на наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, при которых производится перерасчет арендной платы по рыночной ставке, ответчик не ссылался, соответствующих доказательств не представил, а также не представлено доказательств несоответствия истца критериям, указанным в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, для предоставления льготной арендной ставки, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции установлены все существенные обстоятельства дела, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие ответчика и третьего лица с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2017 года по делу N А40-3361/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.