г. Москва |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А40-207925/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.,
судей Калининой Н.С., Кольцовой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Лотос-8" (ООО "Лотос-8") - Баранова О.И. по дов. от 16.05.17, Медушевская Т.В. по дов. от 12.03.18;
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы - Дубчак Р.В. по дов. от 27.12.17 N 33-Д-1276/17;
от третьего лица: Правительства города Москвы - Дубчак Р.В. по дов. от 18.01.18 N 4-47-46/8;
рассмотрев 13 марта 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства города Москвы на постановление от 18 декабря 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Алексеевой Е.Б., Александровой Г.С., Савенковым О.В.,
по иску ООО "Лотос-8"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на имущественную поддержку,
третье лицо: Правительство города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лотос - 8" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде установления на 2015 год ставки арендной платы по договору аренды от 16.12.1998 N 04-00726/98 в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением от 27 июня 2017 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-207925/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 18 декабря 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда решение от 27 июня 2017 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-207925/2016 отменено. Суд признал право ООО "Лотос-8" на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. кв.м. в год за нежилое помещение по договору аренды от 16.12.1998 N 04-00726/98 общей площадью 832,90 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Салтыковская, д. 31 на период 2015-2016 г.г.
По делу N А40-207925/2016 поступила кассационная жалоба от ответчика - Департамента городского имущества города Москвы и третьего лица - Правительства Москвы, в которой заявители просят отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов заявители указывают, что апелляционным судом не применен закон, подлежащий применению, а именно Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также неправильно истолкованы положения постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы". Судом не принят во внимание официально установленный нормативно-правовыми актами порядок предоставления имущественной поддержки в городе Москве; состоявшееся решение Межведомственной комиссии подменяется судебным актом, что недопустимо. Не приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по другим делам.
Определением от 07 марта 2018 года Арбитражного суда Московского округа произведена замена председательствующего судьи Шишовой О.А. на судью Петрову В.В. по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду болезни судьи Шишовой О.А.
Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителям истца, ответчика и третьего лица их права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сообщил, что от истца - ООО "Лотос-8" через канцелярию суда поступили отзыв на кассационную жалобу (вх. N КГ-А40/2557-18 от 07 марта 2018 года).
Поскольку представитель ответчика и третьего лица не возражал против приобщения отзыва, а истцом к отзыву в соответствии с положениями ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приложены документы, подтверждающие направление отзыва заказным письмом с уведомлением о вручении, суд кассационной инстанции сообщил, что данный отзыв подлежит приобщению к материалам дела.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы (ответчика) и Правительства Москвы (третьего лица) поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ООО "Лотос-8" (истца) возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, судом первой инстанции установлено следующее.
ООО "Лотос-8" на основании договора аренды от 16.12.1998 N 04-00726/98 (с дополнительным соглашением от 23.12.2013) является арендатором нежилых помещений площадью 832,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Москва, ул. Салтыковская, д. 31.
Являясь субъектом малого предпринимательства, общество в период 2002-2014 г.г. уплачивало арендную плату по льготной ставке, поскольку оказывало бытовые услуги населению, а также являлось аккредитованным социальным магазином. Для предоставления льготы по оплате арендной платы ООО "Лотос-8" ежегодно направляло в Департамент городского имущества города Москвы соответствующее заявление с приложением необходимых документов.
Письмом от 17.06.2014 N ДГИ-ПР-10231/14-2 Департамент уведомил ООО "Лотос-8" о предоставлении имущественной поддержки на 2014 год (установление льготной ставки 3500 руб. за кв.м.).
На обращение ООО "Лотос-8" о продлении аккредитации социального магазина Правительство Москвы письмом от 30.06.2014 N НК-13-1501/14 сообщило, что действующим федеральным законодательством аккредитация социальных торговых предприятий не предусмотрена.
ООО "Лотос-8" 20.10.2014 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении льготной ставки арендной платы на 2015 год, которое не было принято со ссылкой на наличие задолженности с июля 2014 года.
В связи с этим, ООО "Лотос-8" 17.12.2014 обратилось в Департамент и получило ответ от 27.03.2015, согласно которому заявление о предоставлении льготной ставки арендной платы не поступало, а с 01.01.2015 установлена рыночная ставка арендной платы.
Затем ООО "Лотос-8" 10.04.2015 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении льготной ставки арендной платы, в ответ на которое Департамент письмом от 24.09.2015 сообщил, что по состоянию на 01.12.2014 информация о подаче ООО "Лотос-8" заявки на предоставление имущественной поддержки на 2015 год отсутствовала.
ООО "Лотос-8" 24.11.2015 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении имущественной поддержки на 2016 год, ответа на которое не последовало.
ООО "Лотос-8" обратилось в Департамент торговли и услуг с просьбой разъяснить порядок предоставления льготной ставки на аренду помещения и получило ответ от 22.12.2015 N 01-19538/5, согласно которому ООО "Лотос-8" из 832,9 кв.м. использует под бытовые услуги лишь 300 кв.м., что является нарушением пп. 1.3.1 п. 1.3 Постановления N 800-ПП.
Истец, полагая, что имеет право на установление льготной ставки арендной платы за 1 кв.м. в год в размере 3 500 руб. на период 2015-2016 годы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", являются нормативными актами, на основании которых устанавливаются права и обязанности сторон.
Субъектам малого предпринимательства с 1 января 2014 года предусмотрена имущественная поддержка в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м. на объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области торговли (при условии получения статуса социального магазина), бытового обслуживания (п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП).
Льготная ставка арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м. в год устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки льготной арендной платы (п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП).
В соответствии с п. 5 Постановления от 25.12.2012 N 800-ПП п. п. 1 и 2 настоящего Постановления действуют до 01.07.2016.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" применение минимальной ставки арендной платы за кв.м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, осуществляется только на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью свыше 300 кв.м. принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
В силу п. 5.1 Положения о Комиссии (утв. постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП) в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент или Комиссию обращение с приложением необходимых документов.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом правильного распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд, исходя из принципов относимости и допустимости доказательств, установленных ст. ст. 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что арендатор может получить имущественную поддержку в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. по решению Межведомственной комиссии, при этом право на применение льготной ставки арендной платы не действует автоматически, так как льготная ставка арендной платы является преференцией, представление которой носит заявительный характер; право на имущественную поддержку подлежит ежегодному подтверждению. Как следует из протокола заседания Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства от 29.05.2015 N ДГИ-П-155/15, ООО "Лотос-8" отказано в предоставлении имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на 2015 год в связи с несоблюдением арендатором требований п. 2.1.4 постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП. Поскольку задолженность погашена не была, Департамент письмом от 10.08.2016 N ДГИ-1-596382/15-2 отказал ООО "Лотос-8" в установлении льготной ставки арендной платы на 2016 год.
Судом также учтено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2016 по делу N А40-35713/16-142-310 отказано в удовлетворении требований ООО "Лотос-8" о признании недействительными уведомления Департамента от 27.11.2015 N 33-А-201053/15-(0)-0 о ставке арендной платы на 2015 год, 2016 год.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что поскольку Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, а впоследствии Департаментом городского имущества города Москвы, были приняты решения об отказе в предоставлении истцу имущественной поддержки в виде установления льготной арендной ставки в размере 3 500 руб. за 1 кв.м., доказательств признания решения Межведомственной комиссии и письма Департамента незаконными не представлено, при этом полномочия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, делегированы исключительно Межведомственной комиссии, исковые требования удовлетворению не подлежали.
В силу изложенного, суд кассационной инстанции не может признать обоснованными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, основанные на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе на официальном сайте - http://kad.arbitr.ru/ в картотеке арбитражных дел размещено вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2017 по делу N А40-65605/2017, которым ООО "Лотос-8" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Межведомственной комиссии об отказе в предоставлении имущественной поддержки в виде установления на 2015 год льготной ставки арендной платы, признании незаконным бездействия Комиссии, выразившегося в непринятии решения по заявлению о предоставлении имущественной поддержки на 2016 год.
В рамках данного дела N А40-65605/2017 судом установлено, что ООО "Лотос-8" в настоящее время владеет спорным имуществом и земельным участком; между ООО "Лотос-8" и Департаментом заключен договор купли-продажи имущества (нежилого помещения площадью 832,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Салтыковская, д. 31, и земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:33 площадью 871 кв.м., на котором оно расположено), а в рамках дела N А40-154892/2015 урегулированы разногласия между сторонами, возникшие при заключении договора купли-продажи.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены постановления суда апелляционной инстанции, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, оставляет в силе решение, принятое по настоящему делу N А40-207925/2016 Арбитражным судом города Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 18 декабря 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-207925/2016 отменить. Решение от 27 июня 2017 года Арбитражного суда города Москвы по указанному делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
В.В. Петрова |
Судьи |
Н.С. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.