город Москва |
|
16 марта 2018 г. |
А40-147673/16-121-1310 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Эстейт-СК": Базгутдинова Р.М. (дов. от 03.03.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Абрамова Н.Н. (дов. N 33-Д-1345/17 от 28.12.2017 г.);
от третьего лица АО "Первый Московский приборостроительный завод им. В.А.Казакова": Кузьминой А.В. (дов. N 9 от 15.01.2018 г.);
рассмотрев 13 марта 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2017 г.,
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2017 г.,
принятое судьями Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-147673/16-121-1310
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эстейт-СК" (ОГРН 1047796943358; 125167, г. Москва, проезд Аэропорта, д. 3)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 125009, г. Москва, пер. Газетный, дом 1/12)
о признании незаконным отказа,
третье лицо: АО "Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова",
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Эстейт-СК" (далее - ООО "Эстейт-СК", общество, заявитель) является собственником части здания (помещений, расположенных на 2 этаже пом. IIа, ком. 6-33) с кадастровым номером 77:07:0009005:2737 по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 36, стр. 4.
Указанное здание, наряду с другими строениями расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0006005:26.
В отношении указанного земельного участка заключен договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора М-07-036547 от 30 декабря 2011 г.
ООО "Эстейт-СК обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) в порядке, определенном Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент), по вопросу предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, пр. Кутузовский, вл. 36 (кадастровый номер 77:07:0006005:26).
17 июня 2016 г. Департамент вынес решение N 33-5-80837/16-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пункт 2.10.1.3 Административного регламента
Считая свои права нарушенными, ООО "Эстейт-СК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным указанного решения и обязании Департамент заключить с ООО "Эстейт-СК" соглашение о вступлении общества на сторону арендатора в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N М-07-036547 от 30 декабря 2011 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Первый Московский приборостроительный завод имени В.А. Казакова".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03 апреля 2017 г. указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции указал, что судами не учтено положение статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель указывал, что он является собственником части здания, расположенного по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 36, стр. 4, в то время как акт Госинспекции по недвижимости составлен в отношении объекта, расположенного по адресу: Кутузовский проспект, вл. 36, стр. 7.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Эстейт-СК" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Эстейт-СК" возражал против ее удовлетворения. Представитель АО "Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова" согласился с доводами кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Пунктом 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным пунктом 1.13 Постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Пунктом 2 части 1 статьи 4.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Пунктом 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке", являющегося приложением N 15 к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, к числу которых отнесено наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 2.10.1.3).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента городского имущества города Москвы не соответствует положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку в Акте Госинспекции, послужившим основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, указаны возможные нарушения градостроительного законодательства в отношении строения 7 по Кутузовскому проспекту, в то время как заявителю принадлежат помещения в строении 4 по указанному адресу.
При этом судами установлено, что в Акте Госинспекции по недвижимости от 25 апреля 2016 г. N 9070194 зафиксировано, что двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0009005:2738 по адресу: г. Москва, пр. Кутузовский, вл. 36, стр. 7 находится в собственности АО "Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова".
ООО "Эстейт-СК" является собственником части здания (помещений, расположенных на 2 этаже пом. IIа, ком. 6-33) с кадастровым номером 77:07:0009005:2737 по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 36, стр. 4.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2017 г. по делу N А40-147673/16-121-1310 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.