г. Москва |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А40-92756/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Ананьиной Е. А., Шевченко Е. Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - Дангян Г.А. по доверен. от 19.05.2017,
от заинтересованного лица - Черемухин В.В. по доверен. от 27.12.2017,
рассмотрев 14 марта 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 31 июля 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Яниной Е.Н.,
на постановление от 24 октября 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Савенковым О.В., Александровой Г.С., Алексеевой Е.Б.,
по заявлению ООО "Кристина НВН"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ: ООО "Кристина НВН" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее Департамент), оформленного письмом от 19.04.2017 N 33-5-126922/16-(0)-3, об отказе в предоставлении ООО "Кристина НВН" государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Куликовская ул., влад. 6, с кадастровым номером 77:06:0011003:1006; об обязании Департамента в двухнедельный срок подготовить, подписать и направить ООО "Кристина НВН" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:06:0011003:1006, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Куликовская, влад. 6, для целей эксплуатации здания для размещения объектов торговли, общественного питание и бытового обслуживания, сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017, заявленные требования удовлетворены.
Департаментом подана кассационная жалоба, согласно которой заинтересованное лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает, что подписание дополнительного соглашения о расторжении договора аренды земельного участка является обязательным условием для заключения нового договора аренды земельного участка, поскольку в противном случае в отношении одного земельного участка будет заключено два договора аренды, что противоречит нормам действующего законодательства.
Считает, что производство подлежит прекращению, поскольку заявленное требование не может быть рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Департамента в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель ООО "Кристина НВН" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что ООО "Кристина НВН" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Куликовская, вл. 6, кадастровый номер 77:06:0011003:1006, для эксплуатации здания под торговые цели, общественное питание и бытовое обслуживание, сроком на 49 лет.
Департамент письмом от 19.04.2017 N 33-5-126922/16-(0)-3 отказал обществу в предоставлении государственной услуги.
Полагая указанный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы ООО "Кристина НВН" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Судами установлено, что между Московским земельным комитетом (арендодатель) и ООО "Кристина НВН" (арендатор) заключен договор аренды N М-06-019934 31.03.2003 (с учетом дополнительного соглашения N М-06-019934/1 от 04.12.2009) в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0011003:1006, площадью 3 300 кв.м., имеющего адресные ориентиры: г. Москва, ул. Куликовская, пересечение с ул. Знаменские Садки, предоставляемого в пользование на условиях аренды для проектирования, строительства и эксплуатации комплекса сервисных услуг (объекты торговли, питания, бытового обслуживания населения и автосервис).
ООО "Кристина НВН" является собственником нежилого здания общей площадью 14398,2 кв.м., с кадастровым номером 77:06:0011003:9509, расположенного на арендованном земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Куликовская, дом 6, которое им было построено (18.04.2014 в ЕГРН сделана запись N 77-77-12/018/2014-453 о регистрации права собственности).
Судами установлено, что в ответ на заявление ООО "Кристина НВН" о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" Департамент направил обществу для согласования проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:06:0011003:1006 для целей эксплуатации здания под торговые цели, общественное питание и бытовое обслуживание сроком до 29.08.2065, а также проект дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N М-06- 019934 от 31.03.2003, предусматривающее обязательство общества уплатить штраф в размере годовой арендной платы по текущим ставкам за имевшее место ненадлежащее исполнение обязательств, указанных в разделе 4 договора аренды земельного участка N М-06-019934 от 31.03.2003.
ООО "Кристина НВН" представило Департаменту подписанный обществом проект договора аренды земельного участка и протокол разногласий к проекту дополнительного соглашения к договору аренды об исключении из проекта дополнительного соглашения пункта 1 в связи с незаконностью и необоснованностью требования о взыскании с заявителя штрафа в сумме 1850818,37 руб. за якобы имевшее место нарушение пункта 4.1. договора аренды земельного участка N М-06- 019934 от 31.03.2003.
Департамент уведомил общество о непринятии им замечаний по протоколу разногласий, указал, что для надлежащего оформления земельно-правовых отношений необходимо совместно с оформлением договора аренды представить подписанный проект дополнительного соглашения к нему.
ООО "Кристина НВН" повторно представило Департаменту подписанный обществом проект договора аренды земельного участка и протокол разногласий к проекту дополнительного соглашения к договору аренды, после чего Департамент отказал ООО "Кристина НВН" в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке".
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в аренду уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, и по результатам рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Судами установлено, что Департамент, отказывая обществу в предоставлении государственной услуги, сослался на пункт 2.10.1.4 Административного регламента (в редакции Постановления Правительства Москвы от 14.05.2015 N 271-ПП, действующего на дату принятия оспариваемого решения), согласно которому основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является поступление от заявителя повторного протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон, суды установили, что ООО "Кристина НВН" обладает исключительным правом на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, являясь собственником здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке; основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 5, 7 статьи 4.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 (в редакции от 23.11.2016) "О землепользовании в городе Москве", отсутствуют; направленный Департаментом проект договора аренды земельного участка дважды подписан ООО "Кристина НВН" в редакции Департамента без каких-либо протоколов разногласий и представлен в Департамент.
Суды пришли к выводу, что Департамент, направляя обществу одновременно с проектом договора аренды земельного участка проект дополнительного соглашения к нему, и обусловливая оказание государственной услуги подписанием указанного дополнительного соглашения, выходит за пределы своих полномочий, нарушает установленный вышеназванными положениями законодательства порядок и условия оказания государственной услуги, отказывает в предоставлении услуги по основаниям, не предусмотренным вышеприведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48.
Суды правильно указали, что в случае наличия у Департамента требования к обществу по уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по договору аренды N М-06-019934 от 31.03.2003, последний вправе обратиться в арбитражный суд с советующим иском.
При таких обстоятельствах вывод судов об удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2017 года по делу N А40-92756/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.