г. Москва |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А41-19288/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 27.03.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - извещен, представителя не явился;
от муниципального унитарного предприятия "Видновское производственно-техническое объединение городского хозяйства" Ленинского муниципального района Московской области"- Дардановой И.Е. (представителя по доверенности от 12.10.2017);
от Администрации Ленинского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился;
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился;
от акционерного общества "Московская областная энергосетевая компания" - извещено, представителя не явился;
рассмотрев 20.03.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 20.09.2017,
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гриневой А.В.
на постановление от 30.11.2017
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-19288/2017
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
к муниципальному унитарному предприятию "Видновское производственно-техническое объединение городского хозяйства" Ленинского муниципального района Московской области"
третьи лица: Администрация Ленинского муниципального района Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, акционерное общество "Московская областная энергосетевая компания"
об освобождении части лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением об обязании муниципального унитарного предприятия "Видновское производственно-техническое объединение городского хозяйства" Ленинского муниципального района Московской области" (далее - предприятие) за свой счет снести незаконно возведенную трансформаторную подстанцию на землях, не предназначенных для их возведения и освободить самовольно занятый лесной участок площадью 0,003 га расположенный на территории лесного фонда в квартале 23, выдел 3 Бутовского участкового лесничества Подольского лесничества вблизи деревни Спасские выселки, с.п. Булатниковское Ленинского района Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Администрация Ленинского муниципального района Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, акционерное общество "Московская областная энергосетевая компания" (далее - АО "Мособлэнерго").
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.09.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе комитет просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование судами обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Комитет и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
До начала судебного разбирательства от предприятия в суд поступил отзыв на кассационную жалобу, от АО "Мособлэнерго" - письменные пояснения.
В приобщении письменных пояснений АО "Мособлэнерго" и отзыва предприятия к материалам дела отказано ввиду отсутствия доказательств направления этих документов другим лицам, участвующим в деле.
Представитель предприятия в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя предприятия, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, должностными лицами Подольского филиала ГКУ "Мособллес" произведен осмотр лесного участка и установлено, что в квартале 23, выдел 3 Бутовского участкового лесничества Подольского лесничества на лесном участке вблизи деревни Спасские выселки, с.п. Булатниковское Ленинского района Московской области допущено занятие и использование лесного участка, а именно установлена трансформаторная подстанция на бетонных блоках, площадью 0,003.
Согласно протоколу осмотра территории лесного участка от 03.12.2015 и приложению - фототаблице в границах лесного участке квартала 23, выдела 3 вблизи деревни Спасские выселки, с.п. Булатниковское Ленинского района Московской области расположен объект электросетевого хозяйства, имеющий маркировку "КТП 234".
В ходе административного расследования, проведенного сотрудниками комитета, сделан вывод о том, что трансформаторная подстанция принадлежит предприятию.
Правоустанавливающих документов на использование лесного участка, расположенного в квартале 23, выдел 3 Бутовского участкового лесничества Подольского лесничества, у предприятия не имеется. Договор аренды на использование участка лесного фонда не заключен, проект освоения лесов не разработан, лесная декларация об использовании лесов в установленном порядке не подавалась.
По факту самовольного использования лесного участка, расположенного на землях лесного фонда в квартале 23, выдел 3 Бутовского участкового лесничества Подольского лесничества, государственным лесным инспектором Московской области составлен протокол об административном правонарушении от 22.12.2015 N 13-378/2015 в отношении предприятия.
В соответствии со статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предприятию направлено предписание от 22.12.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно: предприятию указано в срок до 22.03.2016 демонтировать трансформаторную подстанцию либо оформить право пользования лесным участком в установленном законе порядке.
При патрулировании территории лесного фонда в квартале 23, выдел 3 Бутовского участкового лесничества Подольского лесничества, инспектором составлен акт осмотра от 23.03.2016 территории лесного участка в целях контроля за исполнением предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 22.12.2015.
В результате осмотра установлено: трансформаторная подстанция не демонтирована, разрешительная документация на проведение работ на землях лесного фонда не предоставлена. Предписание не выполнено, лесной участок не освобожден.
Инспектором составлен протокол об административном правонарушении от 23.03.2016 N 13-053/2016 в отношении предприятия о том, что в квартале 23, выдел 3 Бутовского участкового лесничества Подольского лесничества вблизи деревни Спасские выселки, с.п. Булатниковское Ленинского района Московской области допущено не выполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений лесного законодательства, а именно: предприятие не выполнило предписание от 22.12.2015, выданное государственным лесным инспектором Московской области, не прекратило самовольное использование лесного участка в отсутствие договора аренды и/или иных разрешительных документов, не демонтировало трансформаторную подстанцию.
Инспектором было выдано повторное предписание от 23.03.2016 об устранении нарушений лесного законодательства о предоставлении разрешительной документации или демонтаже трансформаторной подстанции в срок до 7 июня 2016 г.
Указанное предписание предприятием не исполнено.
Постановлением Мирового судьи судебного участка N 8 Видновского судебного района от 24.04.2016 по делу N 5-168/8-16 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 19.5 КоАП. Данное постановление не оспорено, вступило в законную силу.
Считая, что предприятие по-прежнему использует территорию лесного фонда без специальных разрешений, без надлежаще оформленного права на использование земельного участка, комитет обратился в суд с заявлением об обязании предприятия за свой счет снести незаконно возведенную трансформаторную подстанцию.
Признавая заявление не подлежащим удовлетворению заявления, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Исходя из статей 8 и 9 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры регулируется статьей 21 ЛК РФ, согласно пункту 1 которой, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено указанным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Однако, как указано Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 19.11.2013 N 6557/13 по делу N А56-41462/2011, данная норма не устанавливает каких-либо самостоятельных, специальных способов восстановления нарушенных прав. Такой способ защиты нарушенных прав и законных интересов правообладателей земельных участков, как возложение обязанности по освобождению земельного участка от незаконно возведенных на нем строений, может быть применен только по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (статьи 222, 304 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как установлено судами, постановлением главы Ленинского района Московской области от 30.01.1998 N 174 "О приемке в муниципальную собственность Ленинского район Московской объектов обустройства, находящихся по адресу: Спасские Выселки от индивидуального застройщика Шахова Г.Е.", предприятие обязано принять на баланс объекты обустройства, перечень которых приведен в приложении к постановлению от 30.01.1998 N 174.
Согласно приложению к постановлению от 30.01.1998 N 174 объектом обустройства является "КТП 234 с одним трансформатором 100 кв и высоковольтные кабельные линии от РП-10 до КТП 234 общей протяженностью 2,6 км". Приказом начальника предприятия от 08.04.1998 N 33 объекты "КТП 234 с одним трансформатором 100 ква и высоковольтные кабельные линии от РП-10 до КТП 234 общей протяженностью 2,6 км" приняты на баланс предприятия.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях повышения энергетической эффективности и предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Московской области, на основании распоряжения Правительства Московской области от 17.01.2017 N 9-РП все электросетевое имущество передано из собственности Ленинского муниципального района Московской области в собственность Московской области.
Право собственности Московской области на имущество, указанное в перечне, согласно распоряжению от 17.01.2017 N 9-РП, возникает со дня утверждения передаточного акта. Передаточный акт N 9-РП-ОР "О передаче (приеме) в собственность Московской области имущества Ленинского муниципального района Московской области" подписан 17.02.2017.
Спорный объект электросетевого хозяйства входит в перечень передаваемых из собственности Ленинского муниципального района Московской области в собственность Московской области объектов, что подтверждается в пункте 1725 (т. 2 л.д. 128) "перечня имущества, передаваемого из собственности Ленинского муниципального района Московской области в собственность Московской области" от 17.01.2017 (т. 1 л.д. 54 - 150; т. 2 л.д. 1 - 150; т. 3 л.д. 1 - 11).
Таким образом, суды пришли к выводу, что на момент рассмотрения настоящего дела спорный объект недвижимого имущества не является собственностью предприятия, ввиду чего и отказали в удовлетворении заявления комитету.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Суды отмечая, что до настоящего времени государственная регистрация права собственности Московской области на спорный объект в установленном законом порядке не оспорена, недействительной не признана, указали на отсутствие у предприятия права распоряжения спорным объектом электросетевого хозяйства ввиду передачи прав собственника субъекту Российской Федерации.
Таким образом, исполнение решения суда в случае удовлетворения требований приведет к нарушению прав и законных интересов Министерства имущественных отношений Московской области.
Ходатайств о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего комитетом заявлено не было, несмотря на то, что такой вопрос ставился перед ним.
Согласно приложению к постановлению от 30.01.1998 N 174 объект обустройства принят на баланс предприятия, доказательств, что предприятие являлось лицом, осуществившим самовольное строительство не представлено, как и не представлено доказательств, что предприятие являлось заказчиком строительства.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.09.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 по делу N А41-19288/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Григорьева И.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.