г. Москва |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А40-242149/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Ананьиной Е. А., Шевченко Е. Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - Сотникова М.А. по доверенности от 20.12.2017,
от заинтересованного лица -Овсянникова М. В. по доверенности от 11.10.2017,
рассмотрев 20 марта 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу ФАС России
на решение от 21 апреля 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 20 июля 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поповым В.И., Мухиным С.М.,
по заявлению ОАО "Кубаньэнергосбыт"
к ФАС России
третье лицо: Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края
о признании недействительным приказа
УСТАНОВИЛ: ОАО "Кубаньэнергосбыт" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании приказа Федеральной антимонопольной службы России по Москве (далее ФАС России, заинтересованное лицо) о признании недействительным приказа N 1680/16 от 29.11.2016 "Об отмене приказа Региональной энергетической комиссии-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 29.12.2015 N 90/2015-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017, заявленные требования удовлетворены.
ФАС России подана кассационная жалоба, согласно которой заинтересованное лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ФАС России в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель ОАО "Кубаньэнергосбыт" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, считается извещенным в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в его отсутствие. Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифе Краснодарского края от 29.12.2015 N 90/2015 ОАО "Кубаньэнергосбыт" установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии с января 2016 года по 31 декабря 2016 года (далее приказ N 90/2015-э).
29.11.2016 Федеральной антимонопольной службой России издан приказ N 1680/16 "Об отмене приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен тарифов Краснодарского края" от 29.12.2015 N 90/2015-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии" (далее приказ N 1680/11), которым:
1) Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК Краснодарского края) признан нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетике в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена;
2) с 01.12.2016 приказ РЭК от 29.12.2015 N 90/2015-э отменен;
3) РЭК Краснодарского края предписано в установленном законом порядке принять ввести в действие с 01.12.2016 решение об установлении сбытовых надбавок для ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" с учетом исключения из расчета экономически необоснованных и не подтвержденных документально расходов ОАО "Кубанская энергосбытовая компания";
4) представить в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 приказа решений об установлении цен (тарифов) в ФАС России копии решения РЭК Краснодарского края об установлении сбытовых надбавок, выписки из протоколов заседаний Правления РЭК Краснодарского края, на которых принимались вышеуказанные решение экспертных заключений РЭК Краснодарского края по результатам установления сбытовых надбавок для ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" в соответствии с пунктом 3 приказа.
Не согласившись с указанным приказом, ОАО "Кубаньэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) одним из общих принципов организации экономических отношений и одной из основ государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В предмет государственного регулирования цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии включаются также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике.
Размер сбытовых надбавок согласно пунктам 8, 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования цен), устанавливается регулирующим органом, при этом регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение, подготовленное по результатам проведенной экспертизы, приобщается к делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования цен экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 1), анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов (пункт 4), а также анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 5).
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования и Правилами регулирования цен, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти), ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Из пункта 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти следует, что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 настоящих Правил либо по заявлению заинтересованного лица.
При этом материалы, подтверждающие наличие нарушений, выраженных в принятии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решений с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, должны быть получены одним из способов федерального государственного контроля.
В силу части 1 статьи 29.2 Закона об электроэнергетике государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)) установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение N 543).
Согласно пункту 4 Положения N 543 государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также федеральными законами "О естественных монополиях", "Об электроэнергетике", настоящим Положением и актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), определенных настоящим Положением.
Пунктом 5 Положения N 543 предусмотрено, что государственный контроль (надзор) осуществляется посредством: а) проверок, в том числе, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) - при осуществлении федерального государственного контроля (надзора); г) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 543 предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) является: в) в электроэнергетике - соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления деятельности требований, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, применения платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в электроэнергетике, а также соблюдения стандартов раскрытия информации в электроэнергетике.
В ходе проверок подконтрольных субъектов: а) запрашиваются необходимые объяснения, документы и материалы по вопросам, составляющим предмет проверки; б) рассматриваются документы, характеризующие деятельность или исполнение полномочий подконтрольными субъектами, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, составляющим предмет проверки; в) проводится экспертиза документов, характеризующих деятельность или исполнение полномочий подконтрольными субъектами, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, составляющим предмет проверки; г) проводится обследование объектов, связанных с предметом проверки.
По результатам проверки составляется акт проверки по установленной форме в 2 экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных экспертиз, объяснения работников подконтрольного субъекта, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 18).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что приказ антимонопольного органа не соответствует требованиям действующего законодательства в связи с тем, что ФАС России не проводила проверку в соответствии с установленным порядком, ограничившись оценкой обоснованности тарифов на основании экспертного заключения Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края по определению необходимой валовой выручки и величины сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО "Кубаньэнергосбыт" на 2016 год, акт проверки, в котором должны быть зафиксированы нарушения в случае их выявления, ФАС России не составлялся, чем нарушены требования Положения N 543.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка заявителя жалобы на Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N 18-АПГ17-7 подлежит отклонению, поскольку указанный судебный акт касается иных обстоятельств и оснований для оспаривания.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2017 года по делу N А40-242149/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.