город Москва |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А40-111609/17-72-890 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ПМБК": Свижевского П.В. (дов. N 577 от 13.11.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ИФНС России по г. Сыктывкару: не явились, извещены;
рассмотрев 14 марта 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ПМБК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июля 2017 г.,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2017 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-111609/17-72-890
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первая международная букмекерская компания" (ОГРН 1087746968759; 115054, г. Москва, 4-й Монетчиковский пер., д. 7)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару (167981, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 5)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Первая международная букмекерская компания" (далее - ООО "ПМБК", общество, заявитель) осуществляет деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании лицензии от 08 июля 2009 г. N 6.
Должностными лицами Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару (далее - ИФНС России по г. Сыктывкару, инспекция, ответчик) была проведена проверка осуществления контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями её регистрации и применения, за полнотой у выручки в отношении ООО "ПМБК" в Центре обслуживания клиентов: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 117.
В ходе проведения проверки было установлено, что для осуществления наличных денежных расчетов в Центре обслуживания клиентов установлена контрольно-кассовая техника (ККТ) в количестве 1 единиц.
Согласно фискальным отчётам ККТ выручка за проверяемый период составила 705 784,60 руб. (период с 15 июля 2016 г. по 08 февраля 2017 г.).
Сумма выручки, учтённая за проверяемый период в кассовой книге обособленного подразделения по дебету счёта 50 как выручка, полученная от приема ставок (с кредита счета 76.10), составила 705 784,60 руб.
Из анализа снятых фискальных отчетов и представленных сменных отчетов (Zотчетов) ККТ следует, что по фискальной памяти ККТ пробиваются суммы наличных денег, полученные кассой Центра обслуживания клиентов в качестве ставок. Иные движения наличных денег, в том числе выплата выигрышей участникам азартных игр, не отражается в фискальной памяти ККТ и Z-отчетах ККТ.
При этом из кассы Центра обслуживания клиентов регулярно производятся выплаты выигрышей участникам азартных игр наличными деньгами.
Все перечисленные наличные денежные расчеты обособленного подразделения с участниками азартных игр осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники.
Всего сумма наличных расчетов за период проверяемый период, произведенных без применения контрольно-кассовой техники, составила 522 353 руб.
На основании изложенного проверяющие пришли к выводу о нарушении ООО "ПМБК" пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", выразившегося в неприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с участниками азартных игр в Центре обслуживания клиентов.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 06 марта 2017 г. N 19-14/008
На основании полученных данных 18 апреля 2017 г. в отношении ООО "ПМБК" составлен протокол об административном правонарушении N 19-06/008.
Постановлением ИФНС России по г. Сыктывкару от 30 мая 2017 г. N 19-06/008 ООО "ПМБК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 391 765 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ПМБК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИНФНС России по г. Сыктывкару о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 июля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ПМБК" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае общество вправе не применять контрольно-кассовую технику.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России по г. Сыктывкару просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
На основании определения Арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2018 г. произведена замена судьи Кузнецова В.В., в связи с нахождением в отпуске, на судью Шевченко Е.Е.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ПМБК" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ИФНС России по г. Сыктывкару в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "ПМБК", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 вышеназванного закона контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе, в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон N 244-ФЗ в части определения понятий "игорный бизнес" и "деятельность по организации и проведению азартных игр".
Согласно абзацу второму статьи 364 Налогового кодекса Российской Федерации игорный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр, связанную с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр. Из определения понятия "игорный бизнес" исключены положения о том, что соответствующая деятельность не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг. Деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ).
Таким образом, деятельность по организации и проведению азартных игр с 21 января 2014 года приравнена к оказанию услуг, что, в свою очередь, является основанием для распространения на организаторов азартных игр положений Федерального закона N 54-ФЗ.
Следовательно, при заключении организатором с участниками азартных игр соглашений о выигрыше и при оказании услуг по организации заключения таких соглашений применение контрольно-кассовой техники является обязательным.
Действия, связанные с неприменением контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ПМБК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и соблюдении инспекцией процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суды указали, что организаторы азартных игр в силу приведенных выше норм права обязаны применять контрольно-кассовую технику не только в случае приема денежных средств (прием ставок), но и в случае их выдачи (выплаты выигрыша).
Вина ООО "ПМБК" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июля 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2017 г. по делу N А40-111609/17-72-890 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ПМБК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.