г. Москва |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А40-242141/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 26.03.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "ТНС энерго Карелия" - Хрящевой С.Ю. (представителя по доверенности от 20.12.2017);
от Федеральной антимонопольной службы - Овсянниковой М.В. (представителя по доверенности от 11.10.2017);
от Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам - извещен, представитель не явился;
рассмотрев 20.03.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 22.09.2017,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-242141/2016
по заявлению акционерного общества "ТНС энерго Карелия"
к Федеральной антимонопольной службы
третье лицо: Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 28.11.2016 N 1673/16 "Об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 23.12.2015 N 304 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества "ТНС энерго Карелия".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе ФАС России просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, не полное исследование фактических обстоятельств по делу, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Комитет, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель ФАС России в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, соответствие выводов суда апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии в соответствии с постановлением комитета от 10.10.2006 N 137.
Постановлением комитета от 23.12.2015 N 304 заявителю установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Карелия на 2016 год.
Основанием рассмотрения вопроса об отмене постановления комитета от 23.12.2015 N 304 послужило письмо Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приказом ФАС России от 28.11.2016 N 1673/16 "Об отмене постановления Государственного комитета Республика Карелия по ценам и тарифам от 23.12.2015 N 304 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества "ТНС энерго Карелия" (далее - приказом ФАС России от 28.11.2016 N 1673/16):
1) комитет признан нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетике в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, обоснованность которых не подтверждена;
2) с 01.12.2016 отменено постановление комитета от 23.12.2015 N 304;
3) комитету предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.12.2016 решение об установлении сбытовых надбавок для общества, с учетом исключения из расчета экономически необоснованных и не подтвержденных документально расходов общества;
4) представить в ФАС России в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 приказа решений об установлении цен (тарифов) копии решения комитета об установлении сбытовых надбавок, выписки из протоколов заседания правления комитета, на которых принимались вышеуказанные решения; экспертных заключений комитета по результатам установления сбытовых надбавок для общества в соответствии с пунктом 3 приказа.
Оспариваемый приказ был опубликован на сайте ФАС России 01.12.2016.
Не согласившись с данным приказом, общество оспорило его в судебном порядке
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что представленное комитетом в ФАС России заключение по установлению сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика общества на 2016 год не содержит информации, которая достаточно подтверждала бы экономическую обоснованность расходов гарантирующего поставщика.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление общества, апелляционный суд указал на несоответствие оспариваемого приказа ФАС России Положению о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543. По мнению апелляционного суда, ФАС России не имела оснований для принятия такого приказа, поскольку не проводила проверку по вопросу установления сбытовых надбавок обществу на территории Республики Карелии на 2016 год постановлением комитета от 23.12.2015 N 304.
При рассмотрении кассационной жалобы ФАС России суд округа исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) одним из общих принципов организации экономических отношений и одной из основ государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В предмет государственного регулирования цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии включаются также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике.
Размер сбытовых надбавок согласно пунктам 8, 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования цен), устанавливается регулирующим органом, при этом регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение, подготовленное по результатам проведенной экспертизы, приобщается к делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования цен экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 1), анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов (пункт 4), а также анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 5).
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования и Правилами регулирования цен, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти) ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
Согласно пункту 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 настоящих Правил либо по заявлению заинтересованного лица.
При этом материалы, подтверждающие наличие нарушений, выраженных в принятии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решений с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, должны быть получены одним из способов федерального государственного контроля.
Как следует из оспариваемого приказа, основанием для его принятия послужила оценка ФАС России экспертного заключения комитета по размеру сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии - общества на 2016 год и протокола заседания правления комитета от 23.12.2015 N 262.
В силу части 1 статьи 29.2 Закона об электроэнергетике государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)) установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение N 543).
Согласно пункту 4 Положения N 543 государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также федеральными законами "О естественных монополиях", "Об электроэнергетике", настоящим Положением и актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), определенных настоящим Положением.
Пунктом 5 Положения N 543 предусмотрено, что государственный контроль (надзор) осуществляется посредством: а) проверок, в том числе, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) - при осуществлении федерального государственного контроля (надзора); г) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Согласно пункту 6 Положения N 543 предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) является: в) в электроэнергетике - соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления деятельности требований, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, применения платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в электроэнергетике, а также соблюдения стандартов раскрытия информации в электроэнергетике.
В ходе проверок подконтрольных субъектов: а) запрашиваются необходимые объяснения, документы и материалы по вопросам, составляющим предмет проверки; б) рассматриваются документы, характеризующие деятельность или исполнение полномочий подконтрольными субъектами, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, составляющим предмет проверки; в) проводится экспертиза документов, характеризующих деятельность или исполнение полномочий подконтрольными субъектами, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, составляющим предмет проверки; г) проводится обследование объектов, связанных с предметом проверки.
По результатам проверки составляется акт проверки по установленной форме в 2 экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных экспертиз, объяснения работников подконтрольного субъекта, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 18).
Между тем, как установил апелляционный суд, ФАС России фактически не проводила проверку, акт проверки, в котором должны быть зафиксированы нарушения в случае их выявления, ФАС России не составляла.
Как указал апелляционный суд, оспариваемый приказ ФАС России основан только на экспертном заключении комитета, протоколе заседания правления, и, следовательно, вынесен вне рамок проверки, предусмотренной нормами Положения N 543, в связи с чем его нельзя признать законным.
Указанные выводы апелляционного суда корреспондируют правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.202.2018 N 305-КГ17-20593 по делу N А40-242153/2016.
Как дополнительно отметил апелляционный суд, оспариваемый приказ ФАС России нарушает права и законные интересы общества как гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности).
Выводы апелляционного суда о применении норм права соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах суд округа не усматривает оснований отмены или изменения обжалуемого постановления апелляционного суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 по делу N А40-242141/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Григорьева И.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.