г. Москва |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А40-49231/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 27.03.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Стар-Д" - Дергачева А.А. (генерального директора по приказу от 20.10.2014, протоколу от 20.10.2014), Дроздовой С.И. (представителя по доверенности от 25.12.2017);
от Департамента городского имущества города Москвы - Бушуева Б.А. (представителя по доверенности от 27.12.2017);
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Кальщиковой А.П. (представителя по доверенности от 20.07.2017);
от Правительства Москвы - Бушуева Б.А. (представителя по доверенности от 18.01.2018);
от Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - Савина А.С. (представителя по доверенности от 28.11.2017);
рассмотрев 20.03.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 24.08.2017,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 14.11.2017,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Каменецким Д.В., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-49231/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стар-Д"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: 1) Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы; 2) Правительство Москвы; 3) Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стар-Д" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент, департамент городского имущества), в котором просило:
- признать незаконным решение департамента от 12.01.2017 N 33-5-199571/16-(0)-1 об отказе в оказании государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Хлобыстова, вл. 13 с кадастровым номером 77:04:0002009:65;
- обязать департамент городского имущества выдать обществу согласованный межевой план в установленные законом порядке и сроки.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (департамент транспорта), Правительство Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе департамент городского имущества и Правительство Москвы просят данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование ими обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
До начала судебного разбирательства в суд поступил отзыв общества на кассационную жалобу с приложением доказательств направления данного отзыва другим лицам, участвующим в деле.
В судебном заседании представитель общества просил приобщить данный отзыв к материалам дела.
Ходатайство удовлетворено: отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель департамента городского имущества и Правительства Москвы в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Представители департамента транспорта и комитета также поддержали доводы кассационной жалобы департамента городского имущества и Правительства Москвы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество с 29.12.2010 является собственником нежилого одноэтажного здания площадью 189,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Хлобыстова, д. 13, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись от 29.12.2010 N 77-77-05/085/2010-464.
Общество обратилось в департамент городского имущества с заявлением от 26.12.2016 по вопросу предоставления государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Хлобыстова, вл. 13 на кадастровой карте (плане) территории.
По рассмотрению данного заявления департамент принял решение от 12.01.2017 N 33-5-199571/16-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пункт 2.10.1.5 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
Не согласившись с департаментом, общество оспорило данный отказ в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте городского имущества, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
Предоставление департаментом государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" регламентировано Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Согласование межевого плана границ земельного участка", являющегося Приложением 2 к Постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
Судами установлено, что из содержания оспариваемого решения департамента следует, что обществу оказано в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пункт 2.10.1.5 Административного регламента, согласно которому основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является определение местоположения границ земельного участка, в отношении которого подготовлен межевой план, с нарушением прав и законных интересов города Москвы.
По мнению департамента, в соответствии с представленным межевым планом на уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002009:65 необоснованно изменяется конфигурация границ земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:04:0002009:124. Для рассмотрения возможности формирования данного земельного участка в испрашиваемых границах необходимо представить в службу "Одного окна" департамента комплект документов, определенный Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП для выпуска распоряжения департамента.
Подготовка межевого плана согласно статье 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) (с 01.01.2017 - Федеральный закон "О кадастровой деятельности") осуществляется в результате кадастровых работ в отношении земельного участка.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости (действовавших на дату подачи обществом заявления по вопросу предоставления государственной услуги) при подготовке межевого плана устанавливается местоположение границ земельного участка и его площадь.
На основании пункта 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Судами также установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2015 по делу N А40-1440/2015 (оспаривался отказ департамента от 09.12.2014 в выдаче обществу распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Хлобыстова, вл. 13 на кадастровой карте (плане) территории) решение департамента признано незаконным. При этом данным судебным актом установлено, что договор аренды земельного участка N М-04-503837, заключенный между Москомземом (правопредшественник департамента) и обществом с 24.01.2000, является действующим.
Кроме того, названным судебным актом установлено, что согласно письму ГУП "НиИПИ Генплана Москвы" от 08.04.2011 N 200-02-1142/1-(0)-1 в адрес департамента выполнена корректировка границ земельного участка улично-дорожной сети 77:04:02009:124, прилегающего к земельному участку по адресу: ул. Хлобыстова, вл. 13, в целях исключения наложения территорий испрашиваемого земельного участка и земельного участка улично-дорожной сети.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, расположенных в границах существующей улично-дорожной сети города Москвы и относящихся к землям общего пользования, утвержденный Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы", не является постоянно действующим и согласно статье 2 указанного Закона Правительство Москвы на основании утвержденных документов территориального планирования и документации по планировке территории города Москвы может уточнить границы земельных участков улично-дорожной сети города Москвы.
Земельный участок улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:04:0002009:124 поставлен на кадастровый учет значительно позднее (01.01.2007) земельного участка заявителя с кадастровым номером 77:04:0002009:65, состоящего на кадастровом учете с 19.04.2000.
Граница земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:04:0002009:124, учтенная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2007, сформирована без учета границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002009:65, имеющим адресные ориентиры: г. Москва, ул. Хлобыстова, вл. 13, занимаемого обществом.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002009:65 поставлен на кадастровый учет ранее участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:04:0002009:124, пересечение границ земельных участков подлежит уточнению путем корректировки границ земельного участка улично-дорожной сети, что и было выполнено согласно подготовленному и переданному в департамент для согласования межевому плану границ земельного участка.
Площадь участка пересечения соответствует площади уточняемого земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002009:65, то есть его контур полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002009:124.
Изменение конфигурации границ земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:04:0002009:124 является обоснованным, поскольку граница указанного земельного участка улично-дорожной сети сформирована без учета местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002009:65.
Признавая решение департамента незаконным, суды установив, что обществом представлен в департамент полный комплект документов необходимый для проведения кадастровых работ, решением Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2013 по делу N А40-75175/2013 установлено, что нежилое одноэтажное здание площадью 189,7 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Хлобыстова, д. 13 является объектом недвижимости, пришли к выводу о том, что у департамента отсутствовали законные основания для отказа в согласовании межевого плана границ земельного участка.
Кроме того, суды отметили, что спор о праве по настоящему делу отсутствует, в отношении земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:04:0002009:124 общество своих прав не заявляло, им спариваются отказ государственного органа в оказании государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка", нарушающий права и законные интересы общества.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1-5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Довод кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка тому обстоятельству, что обществу было сообщено о том, что для рассмотрения вопроса возможности формирования данного земельного участка в испрашиваемых границах необходимо предоставить в службу "одного окна" департамента комплект документов для выпуска распоряжения департамента, отклоняется судом округа, поскольку это обстоятельство не свидетельствует о законности оспариваемого отказа департамента городского имущества.
Иные доводы заявителей кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 по делу N А40-49231/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Григорьева И.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.