г. Москва |
|
9 апреля 2018 г. |
Дело N А40-106333/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2018.
Полный текст постановления изготовлен 09.04.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "К-Резерв" - Моренко М.С. (представителя по доверенности от 11.11.2016);
от Министерства обороны Российской Федерации - Шкаранды Ю.А. (представителя по доверенности от 14.03.2018);
от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - Желязковой М.Г. (представителя по доверенности от 09.01.2018);
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 03.04.2018 в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26.09.2017,
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 07.12.2017,
принятое судьями Румянцевым П.В., Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
по делу N А40-106333/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "К-Резерв"
к Министерству обороны Российской Федерации
третьи лица: федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "К-Резерв" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее также - министерство), в котором просило:
- признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - департамент) по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 15.12.2015 земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022
- обязать внести изменения в карту (план) от 15.12.2015 путем исключения из указанной карты земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022, направить в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области сведения об исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, N 1.55.36.2.540 в отношении земельных участков общества:
а) земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования под строения. Площадь: 114744 кв.м. Адрес (местоположение): установлено относительно 1-этажного здания санпропускника, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, Армейский Поселок. Кадастровый номер: 55:36:160107:3021,
б) земельного участка. Категория земель: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования под строения. Площадь: 1 15553 кв.м. Адрес (местоположение): установлено относительно 1-этажного здания коровника ж/б N 1, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, Армейский Поселок. Кадастровый номер: 55:36:160107:3022.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.09.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017, заявление удовлетворено.
В кассационных жалобах министерство и учреждение просят данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное исследование доказательств по делу, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кадастровая палата, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явилась, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
До начала судебного разбирательства в суд от общества поступил отзыв на кассационные жалобы министерства и учреждения с приложением доказательств направления данных отзывов другим лицам, участвующим в деле, заблаговременно до судебного заседания.
Отзыв общества с приложением доказательств направления приобщен к материалам дела.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил приобщить к материалам дела оригинал кассационной жалобы министерства, не возражал против удовлетворения кассационной жалобы учреждения.
Представитель учреждения поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил приобщить к материалам дела оригинал кассационной жалобы учреждения, не возражал против удовлетворения кассационной жалобы министерства.
Оригиналы кассационных жалоб министерства и учреждения приобщены к материалам дела.
Представитель учреждения возражал против удовлетворения кассационных жалоб по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, министерства, учреждения, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на них, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок площадью 114 744 кв.м.; категория земель: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования под строения; адрес (местоположение): установлено относительно 1-этажного здания санпропускника, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, Армейский Поселок. Кадастровый номер: 55:36:160107:3021;
- земельный участок площадью 115 553 кв.м.; категория земель: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования под строения; адрес (местоположение): установлено относительно 1-этажного здания коровника ж/б N 1, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, Армейский Поселок. Кадастровый номер: 55:36:160107:3022.
Общество 30.09.2016 получило кадастровую выписку N 55/201/16-412671 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:160107:3021 и кадастровую выписку N 55/201/16-417947 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:160107:3022, из которых следовало, что в отношении данных участков установлены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в виде запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, N 1.55.36.2.540 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - Постановление Правительства N 405).
Из ответа кадастровой палаты от 10.10.2016 N 11378-12-ВИ обществу стало известно, что сведения о границах запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в соответствии со сведениями, содержащимися в карте (плане) от 15.12.2015. Карта (план) подготовлена на основании: приказа Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 N 1186дсп "Об установлении запретной зоны военного объекта - Новосибирское лесничество Министерства обороны РФ"; выписки из протокола от 08.10.2015 N 1/МК заседания межведомственной комиссии по определению необходимости становления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Не согласившись с приказом от 08.12.2015 N 1186дсп и протоколом от 08.10.2015 N 1/МК в части, общество оспорило их в этой части в судебном порядке. В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило обязать заинтересованных лиц внести изменения в карту (план) от 15.12.2015 путем исключения из указанной карты принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022, направить в кадастровую палату сведения об исключении из ГКН ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, N 1.55.36.2.540 в отношении земельных участков общества.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2017 по делу N А40-254135/2016 обществу было отказано в удовлетворении заявления ввиду отсутствия кадастровых номеров участков общества в тексте оспариваемых ненормативных актов. При этом при рассмотрении данного дела судом установлено, что названным приказом Заместителя Министра обороны Российской Федерации было поручено директору департамента организовать проведение землеустроительных работ в отношении запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации по подготовке землеустроительной документации (карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны) в пределах границ Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Впоследствии общество, указав, что его земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022 незаконно и необоснованно включены департаментом в границы запретной зоны Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, содержащиеся в карте (плане) данного военного объекта, обратилось в арбитражный суд по настоящему делу с заявлением к министерству, в котором просило признать незаконными действия департамента по включению в карту (план) запретной зоны упомянутого военного объекта от 15.12.2015 земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022 и об обязании внести изменения в карту (план) от 15.12.2015 путем исключения из нее этих земельных участков, направить в кадастровую палату сведения об исключении из ЕГРН ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, N 1.55.36.2.540 в отношении земельных участков общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, установив обстоятельства дела и применив положения статьи 87 ЗК РФ, статей 6, 7, 23, 91 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 19 Постановления Правительства N 405, приняв во внимание обстоятельства, установленные по делу N А40-254135/2016, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия министерства (его департамента) по включению в карту (план) земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022, принадлежащих обществу на праве собственности, противоречат закону и нарушают его права и законные интересы.
При этом суды, установив, что документы, послужившие основанием для формирования границ запретной зоны Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, не содержали в перечне участков, пользование которыми правообладателями ограничивается, указания на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022, принадлежащие обществу, общество как правообладатель земельных участков не уведомлялось об ограничениях использования этих земельных участков в границах запретной зоны названного военного объекта, при этом земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022 не могли быть отнесены к территории Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации в связи с тем, что они расположены на территории земель населенных пунктов, исходили из того, что в результате совершения департаментом таких незаконных действий ограничены права общества как собственника земельных участков. Доказательств соответствия карты (плана) запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 15.12.2015, включающей в себя земельные участки общества, решению о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принятого межведомственной комиссией, вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.
Установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статей 198, 200 и 201 АПК РФ, признав соблюденным срок на подачу обществом заявления по настоящему делу, суды признали подлежащим удовлетворению заявление общества, возложив при этом в качестве способа восстановления его прав и законных интересов в соответствии пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ на министерство обязанность совершить конкретные действия, в том числе внести изменения в карту (план) от 15.12.2015 путем исключения из указанной карты земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021 и 55:36:160107:3022.
Изложенные обстоятельства доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Ссылки министерства и учреждения в своих кассационных жалобах на пропуск обществом срока на обращение в суд не принимаются судом кассационной инстанции с учетом установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств выявления обществом нарушения его прав оспариваемыми действиями и обращения в суд.
Доводы жалоб об избрании обществом ненадлежащего способа защиты права подлежат отклонению, поскольку в данном случае общество в соответствии со статьями 4, 65 АПК РФ, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации подтвердило материально-правовой интерес при обращении в арбитражный суд с заявленными требованиями, обосновало данные требования со ссылками на нормы права, представило доказательства нарушения его прав и законных интересов, необходимость и возможность восстановления их в судебном порядке.
При этом суд округа также принимает во внимание, что о внесении изменений в карту (план) от 15.12.2015 путем исключения из указанной карты земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:160107:3021, 55:36:160107:3022 и направлении кадастровой палате сведений об исключении ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, N 1.55.36.2.540 в отношении названных земельных участков общества заявлено им в целях восстановления его прав и законных интересов, нарушенных оспариваемыми действиями в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в силу чего представляло именно способ восстановления его прав и законных интересов и не являлось самостоятельным требованием.
Поэтому то обстоятельство, что решением суда по делу N А40-254135/2016 суд не обязал по заявлению общества заинтересованных лиц совершить подобные действия ввиду отказа в удовлетворении требования об оспаривании ненормативных актов, само по себе не исключало возможность возложения на министерство такой обязанности при удовлетворении другого требования - об оспаривании действий, доказанности указанных обществом обстоятельств их незаконности и нарушения его прав и законных интересов.
Ссылка министерства в кассационной жалобе на подачу обществом заявления по делу N А40-254135/16 к кадастровой палате отклоняется, поскольку такое обстоятельство не может служить основанием для вывода о неправильном разрешении судами первой и апелляционной инстанций настоящего спора.
Иные доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения судов и с учетом конкретных обстоятельств спора признаны ими необоснованными. По сути, указанные доводы жалоб выводы судов не опровергают, направлены на переоценку установленных ими обстоятельств.
Вопреки доводам жалоб, судами правомерно определен круг обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию для принятия по делу правильного судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.09.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 по делу N А40-106333/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.