город Москва |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А41-66553/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации Воскресенского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Вера": не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 10 апреля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2017 г.,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2017 г.,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Боровиковой С.В., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-66553/17
по иску Администрации Воскресенского муниципального района Московской области (140200, Московская область, г. Воскресенск, пл. Ленина, д. 3)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1)
о признании права отсутствующим,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области; ООО "Вера"; Правительство Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ: в 2004 году между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Воскресенский район" и обществом с ограниченной ответственностью "Вера" (далее - ООО "Вера", общество, третье лицо) был заключен договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072507:89.
06 марта 2017 г. муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (далее - Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, администрация, истец) была получена выписка из ЕГРН об объекте недвижимости на земельный участок с КН 50:29:0072507:89.
Согласно данной выписке собственником земельного участка с кадастровым номером 50:29:0072507:89 является Российская Федерация.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок произведена 07 июля 2003 г.
Полагая, что для возникновения права собственности Российской Федерации на данный земельный участок не было правовых оснований, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области 24 апреля 2017 г. обратилась в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) с досудебной претензией, в которой просила совершить действия по возврату земельного участка с кадастровым номером N 50:29:0072507:89 в государственную неразграниченную собственность.
Поскольку обращение истца не было удовлетворено, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ТУ Росимущества в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072507:89, расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский район, г/пос Воскресенск, г. Воскресенск, ул. 40 лет Октября, дом 2, площадью 644 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ООО "Вера", Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2017 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку судами неправомерно отказано в применении срока исковой давности.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседание суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судом установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена в отсутствие на то оснований.
Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как и доказательств, позволяющих отнести спорный участок к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области не было представлено.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2017 г. по делу N А41-66553/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.