город Москва |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А40-88499/17-150-795 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Единая Европа - Инвест": Илюшкиной Н.Ю. (дов. от 25.04.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Велиева М.Н. (дов. N 42393/2017 от 21.12.2017 г.);
рассмотрев 05 апреля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2017 г.,
принятое судьей Масловым С.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2017 г.,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Вигдорчиком Д.Г.,
по делу N А40-88499/17-150-795
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единая Европа - Инвест" (108811, г. Москва, поселение Московский, поселок Ульяновского лесопарка, вл. 1, а/я 1640)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ: 23 января 2017 г. общество с ограниченной ответственностью "Единая Европа-Инвест" (далее - ООО "Единая Европа-Инвест", общество, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением об осуществлении учета изменений в связи с уточнением местоположения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001033:45 и изменением площади здания на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2016 г. по делу N А40-120337/16-77-1108, которым установлено, что изменение площади здания произошло в результате учета в общей площади здания, ранее не включенной в общую площадь здания чердачного помещения согласно приложению Г п. 4 СНиП 31-06-2009, при этом в результате восстановления чердачного помещения (путем восстановления кровли здания и лестницы) не произошло изменение технико-экономических показателей, реконструкция здания не проводилась, а был выполнен капитальный ремонт, а также то, что чердак неразрывно связан со зданием и именно в таком виде здание всегда существовало.
Решением Управления Росреестра по Москве от 23 января 2017 г. N 77/17-2546 приостановлено осуществление кадастрового учета в связи с выявлением изменения этажности и площади и необходимости предоставить заявление на государственную регистрацию прав в связи с созданием объекта недвижимости, а также документов, необходимых в соответствии со статьями 14 и 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
08 февраля 2017 г. заявитель в качестве дополнительных документов предоставил копию определения о возвращении апелляционной жалобы, получение Управлением Росреестра по Москве подтверждается соответствующей отметкой на заявлении о предоставлении дополнительных документов.
Управление Росреестра по Москве в ответе от 14 марта 2017 г. N 7391/2017 на обращение заявителя сообщило, что для учета изменений в отношении объекта недвижимости не представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности заявителя на реконструированный объект, а также то, что представленным решением Арбитражного суда г. Москвы не исследовался вопрос о наличии права собственности на спорный объект недвижимости.
29 марта 2017 г. заявителем в качестве дополнительных документов были предоставлены заключение специалиста от 06 августа 2014 г., технический паспорт здания (строения), оптический компакт-диск, кадастровый паспорт объекта недвижимости от 01 сентября 2016 г., технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, оптический компакт-диск, заключение эксперта от 20 августа 2015 г., постановление от 15 августа 2013 г., что подтверждается распиской в получении документов.
Согласно свидетельству Управления Федеральной регистрационной службы по Москве о государственной регистрации права от 17 ноября 2009 г. все нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 9/2, стр. 4, принадлежит на праве собственности ООО "Единая Европа-Инвест".
24 апреля 2017 г. Управление Росреестра по Москве приняло решение N 77/17-30400 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Считая свои права нарушенными, ООО "Единая Европа - Инвест" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве о признании недействительным решения N 77/17-30400 от 24 апреля 2017 г. и обязании произвести кадастровый учет изменений объекта расположенного по адресу г. Москва, ул. Маросейка, д. 9/2, стр. 4 и выдаче кадастрового паспорта, в соответствии со статьями 8, 10, 12, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 2017 г. N 122-ФЗ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку представленное решение Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2016 г. по делу N А40-120337/16-77-1108 принято в отношении ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве и правопреемство по исполнительному производству не производилось. Кроме того, ответчик указал на то, что данным решением рассмотрен вопрос законности отказа в государственной кадастровом учете изменений, однако не рассмотрен вопрос возникновения права собственности на заявленный объект недвижимости. Вместе с тем заявителем не были представлены документация на проведение реконструкции, документы подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию (в том числе разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), которые необходимы для проведения государственной регистрации.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Единая Европа-Инвест" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Из Перечням национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521, следует, что в состав обязательных на территории Российской Федерации сводов и правил входит Приложение Г "СП 118.13330.2012* "Правила подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания", которая является актуализированной редакцией, применяемого Ответчиком СниП 2.08-89* "Общественные здания и сооружения".
СП 118.13330.2012 (раздел введение и область применения) направлен на обеспечение соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, применение единых методов определения эксплуатационных характеристик зданий. Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В*.
Согласно приложению Б "Термины и определения" к СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения, чердак - пространство между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами, расположенными выше перекрытия верхнего этажа.
Из пункта 1 приложения Г Правил подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания к Строительным нормам и правилам СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01 сентября 2009 г. N 390, следует, что общая площадь здания определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный); в общую, полезную и расчетную площади здания не включаются площади подполья для проветривания здания на вечномерзлых грунтах; чердака; технического подполья (технического чердака) при высоте от пола до низа выступающих конструкций менее 1,8 м, а также наружных тамбуров, наружных балконов, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов (пункт 4).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521) применение Приложения Г является обязательным.
Осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов, составление учетно-технической документации, производится ГБУ МосгорБТИ в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 г. N 37, а также Постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2017 г. N 106-ПП "О порядке организации технического учета в городе Москве".
Впоследствии были приняты новые строительные нормы и своды правил общественные здания и сооружения, которые содержали аналогичные положения по подсчету общей площади здания.
В силу пункта 1.1 Методики общая площадь объекта нежилого фонда составляет суммарную площадь всех помещений объекта обследования: здания (строения, сооружения) и нежилого помещения (в том числе административно-делового или торгового центра (комплекса), определяемую на основании сведений государственного кадастра недвижимости, документов технического учета (инвентаризации).
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно пункту 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия не основаны на положениях действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом судами указано, что решение Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2016 г. по делу N А40-120337/16-77-1108 о проведении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001033:1032, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 9/2, стр. 4 должно быть исполнено без каких-либо условий, т.к. само по себе данное решение суда содержит все необходимые данные и указания на совершения таких регистрационных действий.
Отклоняя доводы Управления Росреестра по Москве, суды также указали на то, что заявителем представлены доказательства того, что в результате пожара заявителем был осуществлен капитальный ремонт чердака объекта недвижимости, а не реконструкция здания, соответственно само право на спорный чердак у заявителя возникло при приобретении нежилого здания в 2009 г.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2017 г. по делу N А40-88499/17-150-795 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.