город Москва |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А41-70484/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Кирсановой О.Ф.: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 11 апреля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2017 г.,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2017 г.,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Бархатовым В.Ю., Боровиковой С.В.,
по делу N А41-70484/17
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (143003, Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 28)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (129090, г. Москва, Гиляровского, д. 31, стр. 1)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Кирсанова О.Ф.; Администрация Одинцовского муниципального района Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ: на основании договора аренды от 15 января 2002 г. N 1 индивидуальному предпринимателю Кирсановой Ольге Федоровне был предоставлен в аренду земельный участок площадью 125 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Шарапово, магазин дом 16, под магазин.
Договор был заключен сроком на 5 лет, начиная с 15 января 2002 г.
16 июля 2003 г. земельный участок площадью 125 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Шарапово, магазин дом 16, категория земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под магазин, был поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер: 50:20:0090215:55.
24 декабря 2015 г. Кирсановой О.Ф. было получено свидетельство о государственной регистрации права 50-01/49-29/2003-560.1 на нежилое здание: магазин, общей площадью 96,60 кв. м, инв. N 3579, лит., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Шарапово, дом 16.
В дальнейшем Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Комитет, истец) стало известно о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090215:55.
Полагая, что для возникновения права собственности Российской Федерации на данный земельный участок не было правовых оснований, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090215:55, площадью 125 кв. м, категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под магазин", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Шарапово, дом 16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кирсанова О.Ф., Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2017 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседание суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судом установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена в отсутствие на то оснований.
Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как и доказательств, позволяющих отнести спорный участок к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области не было представлено.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2017 г. по делу N А41-70484/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.