г. Москва |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А40-86167/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Тутубалиной Л.А., Кочеткова А.А.
при участии в заседании:
от истца - никто не явился, извещен;
от ответчика - никто не явился, извещен,
рассмотрев 12 апреля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 19 сентября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Козловским В.Э.,
на постановление от 15 января 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яремчук Л.А., Елоевым А.М., Сазоновой Е.А,
по иску Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "Федеральная пассажирская компания" обратилось с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в сумме 5.292 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2018 года, исковые требования были удовлетворены в полном объеме (л.д. 83-86, 130-131).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
От истца поступил отзыв на жалобу, в котором последний просил обжалуемые акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, АО "Федеральная пассажирская компания" в апреле и мае 2016 года предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в Челябинской области Мустазапову Е.И. в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 года. Так, факт предоставления льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира. Согласно реестрам оформленных проездных документов, недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом составила 5.292 руб. 30 коп. Не полученная от потребителей плата истцу не была компенсирована из федерального бюджета. В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот гражданину Мустазапову Е.И. у истца образовались убытки в сумме 5.292 руб. 30 коп. Указанные обстоятельства и послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Так, согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. При этом порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2005 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Федерального закона "О ветеранах", были заменены ежемесячными денежными выплатами. В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 года было заключено "Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним", которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время. Правительством Российской Федерации было издано Распоряжение от 21.11.2007 года N 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 года.
В соответствии со ст. 2 указанного Соглашения, инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) по железной дороге. Кроме того, были сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом. Согласно ст. 3 Соглашения участникам, ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50%) скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом. На основании ст. 6 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания. В соответствии со ст. 7 Соглашения, основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд. Выдачу соответствующего удостоверения и талонов осуществляют органы социальной защиты. Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России. Статьей 7 Гражданского кодекса Российской Федерации признано верховенство международных договоров Российской Федерации по отношению к внутрироссийскому гражданскому законодательству. В силу ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то арбитражный суд применяет правила международного договора. Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного Соглашения от 12.02.1993 года, предусматривающих предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом. Льготы, предусмотренные Соглашением от 12.03.1993 года, являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета, а поэтому решение суда об удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 сентября 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2018 года по делу N А40-86167/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
Л.А.Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.