г. Москва |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А40-69815/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2018.
Полный текст постановления изготовлен 18.04.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Идеал" - Киселева В.В. (представителя по доверенности от 29.05.2017), Краснокутского С.В. (представителя по доверенности от 29.03.2018);
от Департамента городского имущества города Москвы - Лисицкого Д.И. (представителя по доверенности от 27.12.2017);
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Морозовой Э.Е. (представителя по доверенности от 19.09.2017);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - извещено, представитель не явился;
от Правительства Москвы - Лисицкого Д.И. (представителя по доверенности от 05.09.2017);
рассмотрев 11.04.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 19.09.2017,
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 02.02.2018,
принятое судьями Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е., Суминой О.С.,
по делу N А40-69815/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Идеал"
к Департаменту имущества города Москвы,
третьи лица: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительство Москвы
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Идеал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент, департамент городского имущества) в котором просило:
- признать незаконным решение департамента от 16.02.2017 N 33-5-25285/17-(0)-1 об отказе в согласовании межевого плана земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, вл. 10Б, с кадастровым номером 77:06:0004011:18;
- обязать департамент оказать обществу государственную услугу "Согласование межевого плана земельного участка" и выдать обществу межевой план на данный земельный участок, содержащий подписанный акт согласования местоположения границы земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - департамент транспорта), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление), Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и департамент городского имущества просят данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Управление, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явилось, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
До начала судебного разбирательства в суд от общества поступил отзыв на кассационную жалобу с приложением доказательств направления его всем лицам, участвующим в деле.
Представитель общества в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении оригинала отзыва к материалам дела.
Оригинал отзыва приобщен к материалам дела.
Представитель Правительство Москвы и департамент городского имущества поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель департамента транспорта также поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Правительства Москвы, департаментов и общества, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора аренды земель в города Москве от 18.10.1995 N М-06-003201 (далее - договор аренды) с учетом дополнительного соглашения от 31.03.2004 N М-06-003201/5 во владении и пользовании общества находится земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004011:18, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, вл. 10Б, площадью 9 100 кв. м. (далее - земельный участок).
На этом земельном участке расположены нежилые здания, принадлежащие обществу на праве собственности: стр. 1 нежилое здание, 1977 года постройки, площадью 9108,5 кв.м, кадастровый номер 77:06:0004011:1034; стр. 2. нежилое здание, 1977 года постройки, площадью 316,9 кв.м, кадастровый номер 77:06:0004011:1144; стр. 3 нежилое здание, 1977 года постройки, площадью 78,2 кв. м, кадастровый номер 77:06:0004011:1145; стр. 5 нежилое здание, 1977 года постройки, площадью 535,8 кв. м, кадастровый номер 77:06:0004011:1146.
Общество заключило договор с ООО "План Эксперт" на производство кадастровых работ по межеванию с целью уточнения существующих границ земельного участка. Межевые работы закончены, определенные по их результатам границы полностью совпадают с данными договора аренды, что подтверждается техническим отчетом по контрольной геодезической съемке земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, д. 10Б.
Общество 10.02.2017 направило департаменту запрос о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004011:18 с необходимым пакетом документов.
Письмом от 16.02.2017 N 33-5-25285/17-(0)-1 департамент известил общество об отказе в согласовании границ местоположения земельного участка, указав на определение местоположения границ с нарушением прав и законных интересов города Москвы, выразившихся в необоснованном изменении конфигурации земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:06:0004011:110 и указал на необходимость при уточнении границ земельного участка подтвердить наличие объекта недвижимости на части земельного участка, имеющего пересечение с участком улично-дорожной сети г. Москвы, предписал уточнение границ земельного участка улично-дорожной сети выполнить исключительно по границе (габаритам) объектов недвижимости, принадлежащих обществу и расположенных на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, вл. 10Б.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перечень земельных участков улично-дорожной сети, утвержденный Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" не является постоянно действующим и по правилам статьи 2 Закона Правительство Москвы на основании утвержденных документов территориального планирования и документации по планировке территории города - Москвы может уточнить границы земельных участков улично-дорожной сети города Москвы.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" предусмотрено, что в случае пересечения границ земельных участков улично-дорожной сети с границами участков заявителя, границы первых подлежат приведению в соответствие с границами последних.
Признавая заявление подлежащим удовлетворению суды, установив, что о названный земельный участок был поставлен на кадастровый учет до 2004 года и ему был присвоен кадастровый номер 77:06:0004011:018 в соответствии с условиями договора аренды, в 2006 году на основании проекта благоустройства и с разрешения Объединения административно-технический инспекций города Москвы по границе земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004011:18 было установлено ограждение, при этом границы земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:06:0004011:110 были определены значительно позднее (01.01.2007), нежели обществу был предоставлен во владение земельный участок в установленных границах (1995 г.), координаты поворотных точек N 3, 4, 5 на основании договора аренды от 1995 года полностью совпадают с уточненными координатами поворотных точек N 4, 5, 6, указанными в представленном в департамент на согласование межевом плане, пришли к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004011:18 предоставлен обществу в существующих границах в 1995 года, то есть ранее постановки на кадастровый учет земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:06:0004011:110, пересечение границ земельных участков подлежит устранению путем корректировки границ земельных участков улично-дорожной сети.
Признавая отказ департамента в согласовании межевого плана земельного участка неправомерным, суды также отметили, что департамент не представил доказательства того, что согласование межевого плана земельного участка приведет к фактическому изменению использования земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:06:0004011:110 и его фактически существующих границ.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1-5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Доводы заявителей кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 по делу N А40-69815/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.