г. Москва |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А41-71138/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2018.
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2018.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Каменской О. В., Ананьиной Е. А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Толкачев Р.В. по доверен. от 27.11.2017,
от заинтересованного лица - Максимова Т.А. по доверен. от 12.01.2018,
от третьего лица - Трефилов Д.А. по доверен. от 01.02.2018,
рассмотрев 24 апреля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "С.В.К."
на решение от 27.10.2017
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Голубковым П. А.,
на постановление от 23.01.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратьевой Н. А., Диаковской Н. В., Иевлевым П. А.,
по заявлению ООО "С.В.К."
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
о признании незаконным бездействия по невнесению в реестр смежных межрегиональных маршрутов сведений о перевозчике и по невыдаче карт маршрутов
УСТАНОВИЛ:
ООО "С.В.К." (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) об оспаривании бездействия по невнесению в Реестр смежных межрегиональных маршрутов сведений о перевозчике и по невыдаче карт маршрутов "ст.Реутово - Москва (м. Новогиреево)" (номера маршрутов 533К и 917К).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.10.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "С.В.К." подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на не применение судами статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Общество указывает на то, что оно обратилось в Министерство с заявлением по электронной почте 13 августа 2018 года, т.е. в пределах установленного Федеральным законом N 220-ФЗ срока, и дополнительно сдало нарочным в Министерство 23 ноября 2018 года.
Заявитель считает неправомерным определение Министерством даты представления документов 23.11.2018, а не в момент направления по электронной почте.
Кассатор обращает внимание на то, что Министерство без установленных на то оснований изменило номер маршрутов с 917 на 917К и 533 на 533К. При этом суды не уделили должного внимания тому факту, что в рамках настоящего спора рассматривается вопрос о включении в реестр смежных межрегиональных маршрутов сведения о перевозчике ООО "С.В.К.", осуществляющем регулярные пассажирские перевозки по маршрутам 533К и 917К, тогда как в решении по делу N А41-21888/2017 обществу было отказано в удовлетворении жалобы на отказ во включении в реестр смежных межрегиональных маршрутов сведений о маршрутах N 2177/533, N 1163/917.
Представитель заявителя в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Министерства и третьего лица ООО "Автокольцо" возражали против доводов кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
ООО "Автокольцо" представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами, ООО "С.В.К." 02.09.2016 направило в Министерство транспорта Московской области сведения об эксплуатируемых маршрутах регулярных перевозок N 1163/917 и N 2177/533 "ст. Реутово - Москва (м. Новогиреево)" для включения в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области.
02.09.2016 заместителем Министра транспорта Московской области вынесены решения об отказе во включении в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом сведений о маршрутах N 1163/917 и N 2177/533 "ст. Реутово - Москва (м. Новогиреево)", предоставленное ООО "С.В.К.".
Не согласившись с решением Министерства, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области с требованием об оспаривании бездействий по невнесению в Реестр смежных межрегиональных маршрутов сведений о перевозчике и не выдаче карт маршрутов N N 533К и 917К.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что порядке реализации механизма ст. 39 Федерального закона N 220-ФЗ обращалось к заинтересованному лицу с заявлениям о включении в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом сведений о маршрутах N 1163/917 и N 2177/533 "ст. Реутово - Москва (м. Новогиреево)", и решения об отказе были обжалованы обществом в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.06.2017 года по делу N А41-21888/17, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требований ООО "С.В.К." об оспаривании решений об отказе во включении в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом сведений о маршрутах N 1163/917 и N 2177/533 "ст. Реутово - Москва (м. Новогиреево)".
На этом основании суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заинтересованным лицом не допущено какого-либо бездействия в рамках применения Федерального закона N 220-ФЗ, права и законные интересы общества не нарушены.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал на то, что доводы заявителя, направленные на пересмотр вступившего в законную силу решения суда по другому делу, не могут быть приняты апелляционным судом; что из материалов дела не следует вывода о наличии у Министерства обязанности по включению в Реестр смежных межрегиональных маршрутов сведений о перевозчике ООО "СВ.К." (в том числе по маршрутам N N 533к и 917к) и о наличии оснований для выдачи ООО "С.В.К." карты маршрута регулярных перевозок и свидетельства об осуществлении перевозок.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 220-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона N 220-ФЗ полномочия по ведению реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок устанавливаются соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ регулируются вопросы реализации положений настоящего Федерального Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
В соответствии с частями 3, 4 названной статьи после внесения сведений в соответствующие реестры уполномоченные органы выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов, а также свидетельство об осуществлении регулярных перевозок.
При этом, данной статьей не установлено пресекательных сроков для обращения в уполномоченный орган, а также не предусмотрены основания для отказа во включении сведений в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок.
Из анализа вышеуказанных положений статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ следует, что ими регулируется порядок организации деятельности уполномоченных органов в вопросах соблюдения процедуры оформления необходимых документов, подтверждающих право перевозчиков на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Основанием для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам до вступления в силу положений Федерального закона N 220-ФЗ являлся договор на выполнение пассажирских перевозок по соответствующим маршрутам перевозок.
Переходными положениями Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено право на подачу сведений для включения маршрутов в соответствующий реестр именно перевозчикам, которые осуществляли перевозки на основании таких договоров, заключенных до вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ. Определяющее значение имеет наличие у заявителя заключенного договора на выполнение пассажирских перевозок.
Таким образом, Федеральный закон N 220-ФЗ фактически обязал включить всю действующую до дня официального опубликования настоящего Федерального закона сеть маршрутов в реестр, создаваемый уже на основании нового закона.
Между тем судами при рассмотрении данного спора не устанавливались обстоятельства, связанные с соблюдением Министерством положений статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, наличием заключенного с обществом договора на выполнение пассажирских перевозок, не проверялась законность оспариваемого бездействия.
Ссылаясь на наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области от 21.06.2017 года по делу N А41-21888/17, которым отказано в удовлетворении требований ООО "С.В.К." об оспаривании решений об отказе во включении в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом сведений о маршрутах N 1163/917 и N 2177/533 "ст. Реутово - Москва (м. Новогиреево)" на основании пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, суды не указали мотивы, на основании которых они пришли к выводу о тождественности данных требований, учитывая, что в рамках данного дела оспариваются бездействия в отношении маршрутов N533К и N917К.
Не подтвержден соответствующими доказательствами и вывод судов о том, что ООО "С.В.К." 02.09.2016 направило в Министерство соответствующие сведения, тогда как и заявитель, и заинтересованное лицо указывают на поступление в Министерство нарочным сведений 23.11.2015.
При указанных обстоятельствах кассационная коллегия пришла к выводу, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, обжалуемые решение и постановление в силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований норм арбитражного процессуального закона, исходя из подлежащих применению норм материального права оценить все доводы лиц, участвующих в деле, после чего принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 по делу N А41-71138/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
О. В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.