город Москва |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А40-69144/2017-144-658 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Министерства природных ресурсов Республики Бурятия: Бальжинова Ц.Е. (дов. N 14 от 21.03.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Челидзе М.Е. (дов. N ИА/60998/17 от 04.09.2017 г.);
от третьего лица Республиканского агентства по государственным закупкам: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "МВ-Групп": Баранова Н.В. (дов. от 13.06.2017 г.), Хулугурова В.Г. (дов. от 09.02.2018 г.);
от третьего лица АО "Закаменск": Муравьева В.С. (дов. N 162/22-26102016-ФАС-МУР от 26.10.2016 г.);
рассмотрев 24 апреля 2018 г. в судебном заседании кассационные жалобы Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, АО "Закаменск"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2017 г.,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2017 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г.,
по заявлению Министерства природных ресурсов Республики Бурятия (670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г., д. 11А)
к Федеральной антимонопольной службе (125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3)
о признании незаконным решения,
третье лицо: Республиканское агентство по государственным закупкам; ООО "МВ-Групп", АО "Закаменск",
УСТАНОВИЛ: 28 сентября 2016 г. Министерством природных ресурсов Республики Бурятия (далее - заявитель, заказчик), Республиканским агентством по государственным закупкам (далее - уполномоченный орган) на официальном сайте http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса (закупка N 0102200001616004686) на выполнение работ по ликвидации последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Холбольджинского угольного разреза и терриконов бывшей шахты Гусиноозерская - рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод.
01 ноября 2016 г. согласно протокола N ПР01 комиссия признала победителем в конкурсе акционерное общество "Закаменск" (далее - АО "Закаменск", общество) с ценой 1 200 000 000 руб.
Участник закупки - общество с ограниченной ответственностью "МВ-Групп" (далее - ООО "МВ-Групп", общество) получило 4 место, в связи с тем, что комиссия не приняла к рассмотрению опыт по 5 контрактам, представленных ООО "МВ-Групп" в составе конкурсной заявки.
14 декабря 2016 г. комиссия Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России, антимонопольный орган) рассмотрела жалобу N 1 ООО "МВ-Групп" и вынесла решение об обоснованности жалобы и выдаче предписания заказчику (уполномоченному органу) об устранении нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13 января 2017 г. ООО "МВ-Групп" признано победителем открытого конкурса с ценой государственного контракта 1 029 000 000 руб.
26 января 2017 г. ООО "МВ-Групп", как победитель открытого конкурса, в соответствии с нормами Закона о контрактной ситсеме направил подписанный государственный контракт и обеспечение исполнения контракта в адрес заказчика с сопроводительным письмом N 16 от 26 января 2017 г. (срок заключения государственного контракта для заказчика установлен в части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе и составляет 20 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, то есть не позднее 06 февраля 2017 г.).
В ФАС России поступила жалоба ООО "МВ-Групп" на действия заказчика и уполномоченного органа.
В своей жалобе общество указывало на то, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, выразившимися в принятии неправомерного решения об отказе от заключения государственного контракта с обществом, являющимся победителем конкурса, оформленным протоколом отказа от заключения контракта от 03 февраля 2017 г. N ПОК1.
Поводом к принятию указанного протокола явилось то обстоятельство, что обществом в составе заявки на участие в конкурсе были представлены не достоверные сведения, а именно, контракты, подтверждающие опыт участника закупки, подлежащие оценки.
Из протокола отказа также следовало, что заказчиком принято решение о заключении контракта с участником, занявшим второе место - АО "Закаменск".
В результате осуществления внеплановой проверки по жалобе ООО "МВ-Групп" комиссия ФАС России 09 февраля 2017 г. приняла решение по делу N К-111/17 о признании жалобы обоснованной и о признании в действиях заказчика нарушений части 3.1 статьи 53, части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Считая свои права нарушенными, Министерство природных ресурсов Республики Бурятия обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о призвании недействительным указанного решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Республиканское агентство по государственным закупкам, ООО "МВ-Групп", АО "Закаменск".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и АО "Закаменск" просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "МВ-Групп" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Министерства природных ресурсов Республики Бурятия поддержал доводы своей кассационной жалобы, согласился с доводами кассационной жалобы АО "Закаменск". Представитель АО "Закаменск" поддержал доводы своей кассационной жалобы, согласился с доводами заявителя. Представители ФАС России и ООО "МВ-Групп" против удовлетворения кассационных жалоб возражали.
Представитель Республиканского агентства по государственным закупкам в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В силу части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Пунктом 9 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Из пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку требование о наличии опыта работы является дополнительным и может быть установлено Правительством Российской Федерации только в отношении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
При этом суды согласились с выводом антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом случае проводился открытый конкурс, данное требование о наличии опыта Правительством Российской Федерации не устанавливалось, в аукционной документации данное требование в качестве обязательного также не предусмотрено.
Более того, отсутствие опыта является основанием для снижения общего балла оценки участник конкурса в соответствии с приложением N 7 к конкурсной документации, однако не влечет отстранения от участия в конкурсе.
Судами также установлены нарушения порядка заключения контракта с АО "Закаменск", предусмотренные частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, поскольку протокол отказа размещен в ЕИС 03 февраля 2017 г., при этом по результатам проведения конкурса 06 февраля 2017 г. заключен государственный контракт с участником, занявшим второе место.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 августа 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2017 г. по делу N А40-69144/2017-144-658 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, АО "Закаменск" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.