город Москва |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А41-8604/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Андрианова Г.Н., доверенность от 15.03.2018;
от заинтересованных лиц: от Министерства строительного комплекса Московской области: Акопян Р.Р., доверенность от 20.11.2017; от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от Комитета лесного хозяйства по Московской области: Чепуркова Е.С., доверенность от 14.12.2017; от Администрации городского округа Химки Московской области, Управления Росреестра по Московской области: представители не явились, извещены;
рассмотрев 26 апреля 2018 года в судебном заседании кассационные жалобы заинтересованного лица - Министерства строительного комплекса Московской области и третьего лица - Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 03 октября 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Семеновой А.Б.,
на постановление от 18 января 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-8604/17
по заявлению ООО "СпецСтендЭкспо"
об оспаривании распоряжения, обязании утвердить и выдать обществу градостроительный план земельного участка
к Министерству строительного комплекса Московской области, Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области, Управление Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Левобережье" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением:
- об обязании Министерства строительного комплекса Московской области внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Химки, в части наличия земель лесного фонда в границах участка;
- о признании недействительным (незаконным) распоряжения от 01.11.2016 N Г63/3694 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки", принятого Министерством строительного комплекса Московской области вследствие ошибочного наложения границ земель лесного фонда на границы участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30;
- об обязании Министерства строительного комплекса Московской области издать новое распоряжение об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки с учетом произведенных изменений.
В судебном заседании 24.08.2017 заявитель представил ходатайство о привлечении Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ссылаясь на постановление Правительства Московской области от 27.06.2017 N 533/22 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области", которым внесены изменения в Положение о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 14.11.2007 N 858/28 (далее - Положение N 858/28).
С учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, заявитель просил признать недействительным (незаконным) распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 01.11.2016 N Г63/3694 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки" (далее - Распоряжение N Г63/3694) в части включения в градостроительный план земельного участка следующих сведений:
- в пункте 2.1 "информация о разрешенном использовании земельного участка" запись: земельный участок частично расположен в границах лесного фонда;
- в пункте 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования указание границ лесного фонда, также координат поворотных точек границ лесного фонда.
Также заявитель просил обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки с исключением из текста информации о наличии земель лесного фонда в границах участка; утвердить и выдать ООО "Левобережье" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки, с исключением из текста информации о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда (пункт 2.1, пункт 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области и Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 произведена замена заявителя по делу ООО "Левобережье" на его правопреемника - ООО "СпецСтендЭкспо".
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство строительного комплекса Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо - Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области и третьи лица - Администрация городского округа Химки Московской области, Управление Росреестра по Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица - Министерства строительного комплекса Московской области и третьего лица - Комитета лесного хозяйства Московской области поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 05.11.2004 N 297-рм "О предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-складского производственно-административного комплекса в районе микрорайона Левобережный г. Химки Химкинского района", ООО "Вега" предоставлен земельный участок, площадью 300.000 кв.м, с кадастровым номером 50:10:01 04 05:0030, находящийся в государственной собственности, расположенный вблизи микрорайона Левобережный г. Химки, для строительства многофункционального торгово-складского производственно-административного комплекса (категория земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения") с учетом ограничений природопользования в водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах.
Указанным распоряжением Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Московской области рекомендовано внести изменения в документы государственного земельного кадастра; Министерству имущественных отношений Московской области рекомендовано заключить с ООО "Вега" договор аренды земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в порядке, установленном законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании постановления Правительства Москвы от 24.01.2005 N 35/1, 14.02.2005 между Министерством имущественных отношений Московской области и ООО "Вега" (ИНН 5018090090) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 35010-Z, общей площадью 300.000 кв.м, с кадастровым номером 50:10:010405:0030, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, вблизи микрорайона Левобережный г. Химки, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения.
Земельный участок предоставлен сроком на 49 лет с 24.01.2005 по 23.01.2054 для осуществления арендатором следующих видов деятельности: для строительства многофункционального торгово-складского производственно-административного комплекса.
Суды установили, что с момента передачи вышеуказанного земельного участка в аренду арендная плата начислялась и уплачивалась за пользование всей площадью арендуемого участка.
Законность постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 в установленном законом порядке оспорена не была, доказательств обратного не представлено.
01.02.2007 между ООО "Вега" (ИНН 5018090090) и ООО "Левый берег-30" (ИНН 5015008234) заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 14.02.2005 N 35010-Z.
21.05.2009 между ООО "Левый берег-30" и ООО "Левобережье" (ИНН 5047104780) заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 14.02.2005 N 35010-Z.
Проект планировки территории утвержден постановлением Главы городского округа Химки Московской области от 28.08.2008 N 1035 "Об утверждении Проекта планировки территории многофункционального торгово-развлекательного комплекса в микрорайоне Левобережный г. Химки".
ООО "Левобережье" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка.
Распоряжением N Г63/3694 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, в котором в частности содержалась информация о том, что имеется пересечение границ данного земельного участка с землями лесного фонда.
Посчитав, что утвержденный градостроительный план земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Левобережье" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка и на момент вынесения оспариваемого распоряжения), подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Также в состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков (части 3, 4 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент выдачи ГПЗУ).
При этом форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 400/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка" (действовал на момент выдачи ГПЗУ) предусмотрено внесение в ГПЗУ информации о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, информации о видах разрешенного использовании земельного участка, информации о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия, информации о разделении земельного участка, информации о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, информации о наличии границ зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (при наличии) и иная информация.
На чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка с координатами характерных точек; красные линии; обозначение и экспликация существующих (на дату формирования градостроительного плана) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их кадастровые (иные) номера по порядку; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (при наличии); места допустимого размещения объекта капитального строительства; границы зон с особыми условиями использования территории (зон охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны), а также графическая информация об иных ограничениях в использовании земельного участка (при наличии); границы зон действия публичных сервитутов (при наличии); точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением сетей электроснабжения (при наличии возможности их отображения на ситуационном плане); условные обозначения отображаемой информации.
Градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
При подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, Министерство строительного комплекса Московской области в пункте 2.1 ГПЗУ "информация о разрешенном использовании земельного участка" указало, что земельный участок частично расположен в границах лесного фонда, а на чертеже указало границы лесного фонда и координаты поворотных точек границ лесного фонда.
Правомерность внесения в ГПЗУ указанных сведений о расположении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 в границах лесного фонда оспаривается заявителем в настоящем споре.
Таким образом, как обоснованно отметили суды, при проверке Распоряжения N Г63/3694 в оспариваемой части, определяющее значение имеет разрешение вопроса: имеют ли границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 наложение на земли лесного фонда.
Сведения о частичном расположении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 в границах лесного фонда внесены в ГПЗУ на основании информации, представленной Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Суды установили, что Комитет лесного хозяйства Московской области при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границе земельных участков с кадастровым номером 50:10:0010405:30 и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда квартала 1 Клинского сельского участкового лесничества (Химкинский район) и квартала 125 Хлебниковского участкового лесничества. Определение наличия наложений земельных участков на земли лесного фонда Комитетом осуществлено при помощи региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области, созданной на основании постановления Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - РГИС МО).
Между тем, представленная Комитетом лесного хозяйства Московской области информация о пересечении с земельным участком, принадлежащим на праве аренды обществу, носила предположительный характер и подлежала проверке со стороны Министерства строительного комплекса Московской области.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7, частью 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данным государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно части 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) (действовал на момент выдачи ГПЗУ).
Таким образом, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о кадастре, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона о кадастре).
Из части 7 статьи 38 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о кадастре, при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Закона о кадастре установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Закона о кадастре).
Земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010405:30 поставлен на кадастровый учет, сведения о местоположении (границах) земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем, как установлено судами, в материалы дела не представлено доказательств постановки на кадастровый учет лесного участка, расположенного в квартале 1 Клинского сельского участкового лесничества (Химкинский район) и квартала 125 Хлебниковского участкового лесничества.
При этом законность постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 в установленном законом порядке не оспорена.
В кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010405:30 отсутствуют сведения о наличии пересечений с лесными участками.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 в государственном земельном кадастре также не содержится.
При этом законность постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 в установленном законом порядке Комитетом лесного хозяйства Московской области не оспорена.
Ссылка Комитета лесного хозяйства Московской области на РГИС МО обоснованно не принята судами первой и апелляционной инстанций в качестве надлежащего доказательства наложения земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 на земли лесного фонда.
29.07.2017 принят Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Данный закон направлен на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, ограничения оборота земельных участков, правовой статус которых определен на законном основании по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ссылка Комитета лесного хозяйства Московской области на данные программы РГИС МО несостоятельна.
Договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010405:30 был зарегистрирован ранее права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда.
Кроме того, земельный участок заявителем был поставлен на кадастровый учет с категорией "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности".
В соответствие со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре.
Соответственно, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться в государственном кадастре недвижимости. Законность постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 в установленном законом порядке не была оспорена.
Суды установили, что в материалы дела не представлено доказательств постановки на кадастровый учет лесного участка, расположенного в квартале 1 Клинского сельского участкового лесничества (Химкинский район) и квартала 125 Хлебниковского участкового лесничества.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке, представленной в материалы дела, отсутствуют сведения о пересечении вышеуказанного земельного участка с лесными земельными участками.
Согласно пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки земель лесного фонда.
Судами установлено, что сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 в государственном земельном кадастре не содержится.
Таким образом, Комитета лесного хозяйства Московской области не доказал вхождения указанного земельного участка в состав земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 56 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Спор о праве на недвижимое имущество может быть разрешен только путем предъявления исковых требований в порядке гражданского судопроизводства.
Между тем, в рамках настоящего спора ООО "Левобережье" просило признать недействительным Распоряжение N Г63/3694 в части указания на наложения земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30 на земли лесного фонда.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010405:30 налагается на земли лесного фонда, отсутствовали основания полагать, что между сторонами существует спор о праве.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В целях устранения нарушенных прав ООО "Левобережье", уполномоченному органу государственной власти надлежит выдать заявителю градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки, с исключением из текста информации о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда (пункт 2.1, пункт 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования).
Постановлением Правительства Московской области от 27.06.2017 N 533/22 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области" (далее - Постановление N 533/22) внесен ряд изменений, в соответствии с которыми полномочия по подготовке и выдаче ГПЗУ переданы от Министерства строительного комплекса Московской области к Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области.
С учетом произошедших изменений законодательства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Постановлением N 533/22 и Положением N 858/28, суды пришли к правомерному выводу об обязании Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области утвердить и выдать ООО "Левобережье" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки, с исключением из текста информации о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда (пункт 2.1., пункт 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования).
Требование об обязании Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области внести изменения в градостроительный план земельного участка, правомерно отклонено судами первой и апелляционной инстанций, поскольку с учетом пункта 5 Постановления N 533/22, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области не наделено полномочиями по внесению изменений в ГПЗУ, выданные до 01.07.2017.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 октября 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2018 года по делу N А41-8604/17 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
...
С учетом произошедших изменений законодательства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Постановлением N 533/22 и Положением N 858/28, суды пришли к правомерному выводу об обязании Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области утвердить и выдать ООО "Левобережье" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010405:30, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки, с исключением из текста информации о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда (пункт 2.1., пункт 1 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2018 г. N Ф05-4350/18 по делу N А41-8604/2017