город Москва |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А41-67505/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области: Лысенковой Ю.В. (дов. N 12-19/42 от 30.09.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ГСК "Западный": не явились, извещены;
рассмотрев 08 мая 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2017 г.,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 г.,
принятое судьями Боровиковой С.В., Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю.,
по делу N А41-67505/17
по иску Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области (142000, Московская область, г. Домодедово, пл. 30-летия Победы, д. 1)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (129090, г. Москва, Гиляровского, д. 31, стр. 1)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Гаражно-строительный кооператив "Западный",
УСТАНОВИЛ: 02 марта 2004 г. между Комитетом по управлению имуществом Домодедовского района Московской области (далее - истец, арендодатель) и Гаражно-строительным кооперативом "Западный" (далее - третье лицо, арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 128-КИЗ, во исполнение условий которого в аренду ответчику предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:28:0010464:0002, площадью 22 450 кв.м, под размещение индивидуальных гаражей в соответствии с постановлением Главы Домодедовского района Московской области от 14 ноября 2003 г. N 3366 (далее - договор аренды).
Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 17 июня 2004 г., а дополнительным соглашением N 1 от 08 ноября 2013 г. сторонами внесены изменения пункты 1.3, 2, 9 договора аренды.
Дополнительное соглашение также зарегистрировано в установленном порядке 09 декабря 2013 г.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010464:2 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Полагая, что основания для возникновения и регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0010464:2 отсутствовали, Комитет по управлению имуществом направил в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) письмо от 14 февраля 2017 г. N 2-20/300 с просьбой об аннулировании записи в ЕГРН о правах Российской Федерации на спорный земельный участок.
Рассмотрев указанное обращение, ТУ Росимущества в Московской области письмом от 15 марта 2017 г. указало на невозможность аннулирования записи о собственнике земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010464:2.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ТУ Росимущества в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0010464:2, площадью 22 450 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Центральный, ул. Правды, уч. 30.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Гаражно-строительный кооператив "Западный".
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судом установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена в отсутствие на то оснований.
Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как и доказательств, позволяющих отнести спорный участок к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области не было представлено.
Из акта осмотра земельного участка от 30 мая 2017 г. следует, что на участке расположены индивидуальные гаражные боксы, объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, не обнаружено.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 г. по делу N А41-67505/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.