г. Москва |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А41-85707/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 11.05.2018.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Кузнецова В. В., Каменской О. В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Момотюк А.Н. по доверен. от 08.12.2017,
от заинтересованного лица - Максимова Т.А. по доверен. от 12.01.2018,
от третьего лица - Морозова Э.Е. по доверен. от 19.09.2017,
рассмотрев 08 мая 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Автолайн-Сервис-Союз"
на решение от 28 сентября 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Денисовым А.Э.,
на постановление от 23 января 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Иевлевым П.А., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-85707/16
по заявлению ООО "АвтолайнСервис-Союз"
к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
об оспаривании действий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автолайн-Сервис-Союз" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконными действия Министерства транспорта Московской области, выраженное в невыдаче маршрутных карт по маршруту N 538 "Лыткарино" (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки);
- обязать Министерство транспорта Московской области выдать маршрутные карты обществу с ограниченной ответственностью "Автолайн-Сервис-Союз" по маршруту N 538 "Лыткарино" (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки);
- обязать Министерство транспорта Московской области включить межмуниципальный регулярный маршрут N 538 "Лыткарино" (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки) в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским незаконным электрическим транспортом Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Автолайн-Сервис-Союз" подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что судами не дана оценка факту представления им сведений 10 августа 2015 года, в связи с чем является необоснованным вывод судов об отсутствии обращения в адрес Министерства транспорта Московской области в сроки и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Полагает, что судами оставлено без внимания то обстоятельство, то между заявителем и Министерством заключен договор, предметом которого является организация уполномоченным органом транспортного обслуживания населения по маршруту N 538, по условиям которого в пункте 2.2.1 Министерство обязано выдать перевозчику оформленный в установленном порядке паспорт маршрута, разрешение на право работы по маршруту и маршрутные карты.
Представитель заявителя в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представители Министерства и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы возражали против доводов кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы представлены письменные отзывы на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами установлено, что между Министерством транспорта Московской области и ООО "Автолайн-Сервис-Союз" заключен договор на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам от 16.10.2012 N МТ-Д/07-130/8 сроком до 16.10.2017, согласно которому общество приняло на себя обязательства выполнять перевозки по маршруту N 538 "Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки)".
Основываясь на переходных положениях статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, общество обратилось в Министерство с письмами с просьбой выдать маршрутные карты по маршруту регулярных перевозок N 538 "Лыткарино (м-н Автозапчасти) - Москва (м. Кузьминки)".
Письмом от 19.07.2016 N 21ИСХ-6088 Министерство сообщило, что выдача карт маршрута будет осуществлена после подписания соглашения между Правительством Москвы и Правительством Московской области об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между городом Москвой и Московской областью и формирования Реестра уполномоченным органом субъекта РФ.
Письмом от 30.11.2016 N 21ИСХ-11264 Министерство сообщило, что выдача маршрутных карт не представляется возможной в связи с тем, что обществом не были представлены в Министерство сведения, необходимые для включения в Реестр, предусмотренные статьей 26 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Полагая свои права нарушенными, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждается исполнение перевозчиком возложенной на него обязанности предоставить сведения о маршрутах в течение 30 дней, в связи с чем соответствующая обязанность Министерства по отношению к конкретному перевозчику не возникла.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда, также указал на то, что обществом не доказано надлежащего обращения в адрес заинтересованного лица в сроки и порядке, предусмотренным Федеральным законом N 220-ФЗ, т.е. до 12.08.2015, т.к. соответствующих доказательств истцом в материалы дела не представлено, письмо от 05.07.2016 не свидетельствует о таком обращении 10.08.2015.
Исследовав обращение от 05.07.2016 N 32, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не представлено сведений, предусмотренных пунктами 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 220-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона N 220-ФЗ полномочия по ведению реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок устанавливаются соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ регулируются вопросы реализации положений настоящего Федерального Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
В соответствии с частями 3, 4 названной статьи после внесения сведений в соответствующие реестры уполномоченные органы выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов, а также свидетельство об осуществлении регулярных перевозок.
Положениями данной статьи не предусмотрены основания для отказа во включении сведений в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок. В то же время данной статьей не установлено пресекательных сроков для обращения в уполномоченный орган.
Следовательно, отказ во включении сведений в указанный реестр по причине непредставления заявителем в установленный срок соответствующих сведений является неправомерным.
Из анализа вышеуказанных положений статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ следует, что ими регулируется порядок организации деятельности уполномоченных органов в вопросах соблюдения процедуры оформления необходимых документов, подтверждающих право перевозчиков на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Основанием для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам до вступления в силу положений Федерального закона N 220-ФЗ являлся договор на выполнение пассажирских перевозок по соответствующим маршрутам перевозок.
Переходными положениями Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено право на подачу сведений для включения маршрутов в соответствующий реестр именно перевозчикам, которые осуществляли перевозки на основании таких договоров, заключенных до вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ.
Таким образом, Федеральный закон N 220-ФЗ фактически обязал включить всю действующую до дня официального опубликования настоящего Федерального закона сеть маршрутов в реестр, создаваемый уже на основании нового закона.
Поскольку определяющее значение имеет наличие у заявителя заключенного договора на выполнение пассажирских перевозок, то ссылка судов на непредставление заявителем соответствующих сведений до 12.08.2015, является необоснованной.
Между тем судами при рассмотрении данного спора не устанавливались обстоятельства, связанные с наличием заключенного с обществом договора на выполнение пассажирских перевозок.
Является противоречивым вывод суда апелляционной инстанции о том, что обществом не доказано надлежащего обращения в адрес заинтересованного лица до 12.08.2015, так как при этом суд устанавливает факт обращения заявителя в Министерство 10.08.2015. При этом надлежащей оценки данному обстоятельству не дано, факт соответствия (несоответствия) сведений, представленных письмом от 10.08.2015, судом не устанавливался.
При указанных обстоятельствах кассационная коллегия пришла к выводу, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, обжалуемые решение и постановление в силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований норм арбитражного процессуального закона, исходя из подлежащих применению норм материального права оценить все доводы лиц, участвующих в деле, после чего принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2018 года по делу N А41-85707/16 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
В. В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.