город Москва |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А40-133917/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Суздалев С.Н., доверенность от 09.08.2017;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 03 мая 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Центральной энергетической таможни
на решение от 04 октября 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление от 31 января 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т., Суминой О.С.,
по делу N А40-133917/17
по заявлению ООО "Газпром эксперт"
об оспаривании требования
к Центральной энергетической таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром экспорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным требования Центральной энергетической таможни (далее - таможенный орган) об уплате таможенных платежей от 11.05.2017 N 107.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральная энергетическая таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, требованием таможенного органа от 11.05.2017 N 107 обществу предложено уплатить пени в размере 11.894.625,71 руб.
Требование уплатить пени связано с внесением обществом изменений в декларацию на товары N 10006032/191115/0001919, повлекшие увеличение размера вывозных таможенных пошлин и несоблюдением сроков их уплаты применительно к статье 312 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Требование выставлено в связи с нарушением, по мнению таможенного органа, обществом срока уплаты таможенной пошлины в сумме 90.070.996,75 руб. в период с 21.11.2015 по 06.12.2016.
Между тем, таможенным органом не учтено следующее.
В рассматриваемом случае основания для уточнения стоимости сделки возникли уже после оплаты поставленного газа и проведения всех необходимых процедур, включая таможенное оформление.
На момент подачи декларации на товары общество не знало и не могло знать о возникновении таких обстоятельств.
В связи с чем, обществом был проведен процесс корректировки и уплаты причитающейся в соответствии с такой корректировкой пошлины.
Учитывая изложенное, суды правомерно не согласились с выводом таможенного органа о нарушении обществом сроков уплаты вывозной таможенной пошлины.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в течение периода, за который обществу начислены пени, в бюджете находилась излишне уплаченная обществом таможенная пошлина, в том числе, в размере 4.000.000 руб. в период с 24.12.2014 по 09.03.2016.
Данный факт таможенным органом не оспаривался.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В пункте 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что таможенная пошлина и налог имеют одну правовую природу, что позволяет к таможенной пошлине применять разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, относящиеся к налогу.
В постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации высказался, что пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
В пункте 2 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что пени носят компенсационный характер, направлены на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок.
Как указано выше, в течение периода времени с 24.12.2014 по 09.03.2016 в бюджете Российской Федерации находилась излишне уплаченная обществом сумма таможенной пошлины, в том числе в размере 4.000.000 руб., а также иные суммы излишне уплаченной таможенной пошлины.
Следовательно, государственная казна не понесла потерь в связи неуплатой обществом в срок таможенной пошлины.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что отсутствуют правовые основания для требования таможенного органа к обществу уплатить пени.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 октября 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2018 года по делу N А40-133917/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.