г. Москва |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А40-184042/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 11.05.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Русаново" - Шапоренко М.А. (представителя по доверенности от 31.07.2017);
от Департамента городского имущества города Москвы - Саакян Ю.С. (представителя по доверенности от 27.12.2017);
от Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - Савина А.С. (представителя по доверенности от 28.11.2017);
рассмотрев 03.05.2018 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русаново"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 19.12.2017,
принятое судьей Скачковой Ю.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 01.03.2018,
принятое судьями Поповым В.И., Яковлевой Л.Г., Вигдорчиком Д.Г.,
по делу N А40-184042/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русаново"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русаново" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее также - департамент, ДГИ г. Москвы), в котором с учетом принятого судом уточнения:
- признать незаконными действия департамента, выразившиеся в отказе предоставления государственной услуги от 13.09.2017 исх. N 33-5-116436/17-(0)-1;
- обязать департамент устранить пересечение границ (красных линий) земельного участка линии улично-дорожной сети города Москвы с кадастровым номером 77:02:0014011:203 с земельным участком под объектом недвижимости по адресу: г. Москва, проезд Русанова, д. 17, в срок не позднее тридцати календарных дней с момента вступления в силу решения суда;
- обязать департамент утвердить приложенную к заявлению общества в департамент от 23.08.2017 схему расположения земельного участка по адресу: г. Москва, проезд Русанова, д. 17 и прилегающую к нему территорию общей площадью 774 квадратных метра на кадастровой карте территории в срок не позднее тридцати календарных дней с момента вступления в силу решения суда;
- обязать департамент согласовать предоставление в аренду земельного участка под зданием по адресу: г. Москва, проезд Русанова, д. 17 и прилегающую к нему территорию общей площадью 774 квадратных метра согласно схеме расположения земельного участка к заявлению общества в департамент от 23.08.2017 в срок не позднее тридцати календарных дней с момента вступления в силу решения суда.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее комитет).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование судами обстоятельств дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители департамента и комитета возражали против доводов кассационной жалобы общества, просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество владеет на праве собственности следующими объектами недвижимого имущества, которые расположены по адресу г. Москва, проезд Русанова, д. 17:
- нежилое помещение площадью 9,9 кв. м. с кадастровым номером 77:02:001401 1:13786;
- нежилое помещение площадью 215,9 кв. м. с кадастровым номером 77:02:001401 1:13787;
- нежилое помещение площадью 2,8 кв. м. с кадастровым номером 77:02:001401 1:13788;
- нежилое помещение площадью 206,9 кв. м. с кадастровым номером 77:02:001401 1:13784.
Земельный участок под зданием по адресу г. Москва, проезд Русанова, д. 17 выделен для размещения и эксплуатации объекта недвижимости как отдельно стоящего объекта.
Проект межевания утвержден распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.05.2010 N 1772.
Общество 24.11.2016 обратилось в ДГИ г. Москвы за предоставлением государственной услуги по заключению договора аренды на земельный участок, выделенный для размещения и эксплуатации объекта.
От ДГИ г. Москвы 01.12.2016 получен отказ в предоставлении государственной услуги, мотивированное наложением данного земельного участка на участок улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:02:0014011:203, который отмечен в красных линиях.
Общество 20.07.2017 направило обращение в адрес Москомархитектуры, в ответ на которое 14.08.2017 получило отказ в корректировке границ линий градостроительного регулирования на том основании, что разработка проекта планировки микрорайона 23 района Свиблово за счет бюджета города Москвы не предусмотрена.
Общество 12.09.2017 направило обращение в окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в СВАО г. Москвы. Указанное обращение осталось без ответа.
Общество 23.08.2017 повторно обратилось в ДГИ г. Москвы с запросом о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", поскольку в отказе ДГИ г. Москвы 01.12.2016 содержалось предложение обратиться с запросом именно в порядке предварительного согласования.
На этот запрос ДГИ г. Москвы ответил отказом от 13.09.2017 N 33-5-116436/17-(0)-1 в предоставлении государственной услуги.
Не согласившись с данным отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды указали, что согласно акту государственной инспекции от 18.07.2017 N 9021795 строение, расположенное по адресу: г. Москва, Русанова 17, находится на земельном участке, который не предоставлялся под строительство (реконструкцию), разрешение на строительство не выдавалось. Кроме того, по мнению судов, ДГИ г. Москвы является ненадлежащим ответчиком в части требований об устранении пересечения границ земельного участка с улично-дорожной сетью. Полномочиями на разрешение вопросов о наложении границ зданий или земельных участков на земельные участки улично-дорожной сети наделен Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Требований к данному департаменту общество не заявляло.
Кроме того, как сочли суды, пересечение границ здания по адресу: г. Москва, пр-д Русанова, д. 17 с земельным участком улично-дорожной сети (кадастровый номер 77:02:0014011:203) имеет место и не устранено. Данное пересечение отражено на представленной обществом схеме расположения земельного участка. Вместе с тем, в отсутствие соответствующих полномочий, Департамент исходит лишь из факта наличия не устраненного пересечения границ здания с земельным участком улично-дорожной сети на момент рассмотрения заявления.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 2.10.1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О Землепользовании в городе Москве", к которым отнесено наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Как установили суды, в рамках положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, департаментом получен акт Госинспекции по недвижимости от 19.07.2017 N 9021795, в соответствии с которым при проведении обследования земельного участка по адресу: г. Москва, пр-д Русанова, вл. 17 было выявлено незаконное (нецелевое) использование земельного участка.
Между тем суды не дали оценку имеющемуся в материалах дела акту Госинспекции по недвижимости от 11.09.2017 N 9022240 (который был составлен после указанного акта и имелся на дату оспариваемого отказа департамента) о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка (т.1 л.д. 137-139), которым, по доводам общества, установлено, что проведены работы по демонтажу части здания (произведен демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов), пристроек и иных объектов, указанных в решении суда первой инстанции, нежилое здание приведено в соответствие с данными технической документации МосГорБти, а также рапорту о результатах обследования объекта от 11.09.2017 N 9022240 (т.1 л.д. 140-141), приложенной к этим документам фототаблице (т. 1 л.д. 142).
Также, по доводам общества, оно рассчитывает на получение в аренду земельного участка исключительно по границам здания, то есть непосредственно под самим зданием, и настаивает на этом ввиду предъявления со стороны Госинспекции по недвижимости претензий по вопросу об оформлении прав на фактический используемый земельный участок.
В связи с этим существенное значение имеет следующее обстоятельство: изменена ли граница территории, занимаемой непосредственно зданием, в случае подтверждения обстоятельств, приведенных обществом, по-прежнему имеется пересечение этой территории с земельным участком улично-дорожной сети (кадастровый номер 77:02:0014011:203) или нет.
Также, по доводам общества, здание по адресу: г. Москвы, пр-д Русанова, д. 17 построено в 1964 году (справка БТИ от 13.12.2016) и в мае 2015 года было приобретено обществом по договору с департаментом в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; упомянутые красные линии были образованы в 2007 году.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.07.2010 N 2438/10, если красные линии были установлены (изменены) после начала строительства объекта недвижимости и этот объект выходит за пределы измененных красных линий, то такое изменение противоречит действующему законодательству.
Суды не дали оценку указанным доводам общества, соответствующие обстоятельства не проверяли, также не устанавливали, приведет ли согласование межевого плана испрашиваемого земельного участка, его предоставление обществу к фактическому изменению использования существующих или планируемых объектов улично-дорожной сети на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0014011:203, возможно ли изменение соответствующих красных линий.
При этом по смыслу Постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы", департамент в рамках данного постановления принимает меры по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами существующих земельных участков УДС города Москвы, которые поставлены на государственный кадастровый учет и утверждены Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Как следует из пункта 1 данного Постановления Правительства Москвы департамент, установив факт пересечения спорного земельного участка с границей земельного участка улично-дорожной сети, департамент обязан передать в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечения границы данного земельного участка, ранее учтенного в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети.
В данном случае суды указали, что земельный участок под зданием по адресу г. Москва, проезд Русанова, д. 17 ранее был выделен и сформирован (проект межевания утвержден распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.05.2010 N 1772) для размещения и эксплуатации объекта недвижимости как отдельно стоящего объекта, в связи с чем общество изначально обратилось за предоставлением государственной услуги по заключению договора аренды на земельный участок, выделенный для размещения и эксплуатации объекта.
Соответственно, требуется оценка этих и иных обстоятельствам, позволяют ли они применить в рассматриваемом случае положения Постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП.
Разрешение указанных вопросов, по мнению суда округа, является существенным для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с частью 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
Поскольку для разрешения спора требуется установление обстоятельств дела и оценка доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 АПК РФ необходимо оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, в том числе разрешить указанные вопросы и принять обоснованный судебный акт.
Что касается участия в деле Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, то суды не лишены возможности рассмотреть вопрос о привлечении его к участию в деле.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 по делу N А40-184042/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Григорьева И.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.