г. Москва |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А40-7544/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей: Ворониной Е.Ю., Хвостовой Н.О.,
при участии в заседании:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: Мустаева В.Я., доверенность от 25.07.2016
от третьего лица: Сарвадий М.В., доверенность от 29.01.2018
рассмотрев 14 мая 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
АО "Содружество"
на решение от 18 октября 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
на постановление от 05 февраля 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яремчук Л.А., Елоевым А.М., Сазоновой Е.А.,
по иску АО "Содружество"
к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Содружество" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) за счет казны Российской Федерации 13 408 738,20 руб. убытков, составляющих потери в доходах за 2013 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2018, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, ссылается на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Минфина России и Минтруда России просили оставить обжалуемые решение и постановление без изменения. Представлены отзывы на кассационную жалобу. Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закона N 178-ФЗ) 31.01.2013 между Минтрудом России (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт на оказание услуги по перевозке граждан - получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении N 13-К-12-Т-24/29, предметом которого является обеспечение исполнителем перевозки лиц, имеющих право на предоставление им услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Закона N 178-ФЗ, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренный статьей 6.4 Закона N 178-ФЗ, категории которых, указаны в приложении N 1 к государственному контракту, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 (услуга).
Общество является пригородной пассажирской компанией, осуществляющей деятельность по перевозке на платной основе пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории ряда субъектов Российской Федерации.
В течение 2013 года исполнитель, осуществляя перевозку граждан-получателей социальной услуги, без взимания с них платы за проезд, что подтверждается помесячными справками АСУ "Экспресс" о количестве перевезенных пассажиров льготных категорий, понес убытки в размере 13 408 738,20 руб. разницы между суммой не полученной от потребителей - получателей социальной услуги и суммой компенсации из бюджета.
Отказывая в удовлетворении иска на основании положений статей 6, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" (далее - Правила), пункта 5.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328, суд указал на то, что обязательства Российской Федерации перед обществом выполнены в полном объеме, предусмотренном государственным контрактом, и в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями. При этом суд принял во внимание, что Минфин России, как участник бюджетного процесса в рамках организации исполнения федерального бюджета осуществляет выделение бюджетных ассигнований главному распорядителю - Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, которое, в свою очередь, за счет и в пределах указанных средств перечисляет субсидии на расчетный счет организациям на основании принятого в установленном Правилами порядке решения о предоставлении субсидий. Минфин России не вправе осуществлять перечисление заявленных к взысканию средств непосредственно истцу, поскольку порядок и условия предоставления субсидий, регламентированные Правилами, не могут изменяться кем-либо. Утверждая Правила, Правительство Российской Федерации действовало на основании и во исполнение федерального закона, в пределах своей компетенции, то есть в рамках определенного предмета правового регулирования.
Как указал суд, заявленная обществом сумма возникла в результате исполнения закона, а не в результате действий или бездействий Минфина России.
Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемых судебных актов. Выводы суда, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2018 года по делу N А40-7544/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.