город Москва |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А41-55445/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от истца (заявителя) Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ООО Фирма "Стрела МП": не явились, извещены;
рассмотрев 10 мая 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2017 г.,
принятое судьей Петропавловской Ю.С.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 г.,
принятое судьями Боровиковой С.В., Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю.,
по делу N А41-55445/17
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области; Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (143003, Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 28) к ТУ Росимущества в Московской области (129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1)
о признании отсутствующим права собственности,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; ООО Фирма "Стрела МП",
УСТАНОВИЛ: 10 сентября 2003 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района (далее - Комитет) и обществом с ограниченной ответственностью "Фирма Стрела МП" (далее - ООО "Фирма Стрела МП") был заключен договор аренды N 1290 земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 50:20:003 02 10:0053, площадью 0,3007 га, по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Союзная, д. 7, для производственных целей.
14 апреля 2017 года в Комитет поступило обращение генерального директора ООО "Фирма "Стрела МП" от 14 апреля 2017 г. вх. N 812 с просьбой инициировать внесение изменений в сведения ЕГРП в части, касающейся признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3 007 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0030210:53, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, ул. Союзная, д. 7.
Согласно выписки из ЕГРП от 20 апреля 2017 г. N 50/001/015/2017-156525 на спорный участок, являющийся предметом договора аренды N 1290 от 10 сентября 2003 г., зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района (далее - Комитет, истец) обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030210:53 площадью 3 007 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г.п. Одинцово, г. Одинцово, ул. Союзная, д. 7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО Фирма "Стрела МП".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2017 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседание суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судом установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена в отсутствие на то оснований.
20 апреля 2017 г. сотрудниками Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области был проведен осмотр земельного участка площадью 3007 кв. м, с К N 50:20:0030210:53. В ходе осмотра было установлено, что на земельном участке объектов недвижимого имущества, являющихся собственностью Российской Федерации, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, не обнаружено.
Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как и доказательств, позволяющих отнести спорный участок к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области не было представлено.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 г. по делу N А41-55445/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.