г. Москва |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А40-115610/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Новосёлова А.Л,
судей: Малюшина А.А. и Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца: Шихалиева Р.М. (дов. от 13.02.2018 N ИА/9184/18), Авилова В.Ю. (дов. от 13.02.2018 N ИА/9188/18)
от ответчика: Коробова А.В. (дов. от 15.06.2015)
рассмотрев 14 мая 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной антимонопольной службы
на решение от 31 августа 2017 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление от 11 января 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яремчук Л.А., Елоевой А.М., Сазоновой Е.А.,
по иску Федеральной антимонопольной службы
к ОАО "Научно-производственный комплекс
"Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) к Открытому акционерному обществу "Научно-производственный комплекс "Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи" (ОАО "НПК "НИИДАР") о взыскании в федеральный бюджет суммы причиненного Российской Федерации ущерба в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в размере 21 220 080 руб. 00 коп. (т.1, л.д.2-7).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2016 года взыскана с ОАО "НПК "НИИДАР" в доход федерального бюджета сумма причиненного Российской Федерации ущерба в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в размере 21 220 080 руб. 00 коп.
Взыскана с ОАО "НПК "НИИДАР" в доход федерального бюджета госпошлина в размере 129 100 руб. 00 коп. (т.3, л.д.98-100).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2016 года решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2016 года по делу N А40-115610/16 оставлено без изменения (т.3, л.д119-120).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2017 года решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2016 года по делу N А40-115610/2016 отменены и дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы (т.3, л.д.152-154).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2017 года в удовлетворении заявления о взыскании с ОАО "НПК "НИИДАР" в доход федерального бюджета суммы причиненного Российской Федерации ущерба в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в размере 21 220 080 руб. 00 коп. отказано (т.5, л.д.23-27).
Решение мотивировано тем, что исковые требования основаны на том, что Рособоронзаказом в период с 10 июня 2014 года по 9 июля 2014 года проведена выездная проверка ОАО "НПК "НИИДАР", по результатам которой выявлены нарушения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской федерации в сфере государственного оборонного заказа; что, исходя из анализа исковых требований ФАС России и содержания предписания Рособоронзаказа от 14 июля 2014 года N З/В/191, которым ОАО "НПК "НИИДАР" предписано в согласованном с ОАО "Концерн "РТИ системы" порядке принять меры по возврату денежных средств в размере 19 104, 75 тыс. руб. и 2 115, 33 тыс. руб. и на котором истец основывает свои исковые требования, заявлено о взыскании с ОАО "НПК "НИИДАР" денежных средств, которые вследствие нарушения порядка формирования цены были перечислены ОАО "НПК "НИИДАР" по договору от 16 февраля 2007 года N 1-01/07-РТИС, заключенному между ОАО "Концерн "РТИ Системы" (головной исполнитель государственного заказа) и ОАО "НПК "НИИДАР", и контракту от 1 марта 2011 года N 2-47/11-РТИС, заключенному между ОАО "Концерн "РТИ Системы (головной исполнитель государственного заказа) и ОАО "НПК "НИИДАР".
Первая инстанция указала, что между заказчиком - ОАО "Концерн "РТИ Системы" и исполнителем - ОАО "НПК "НИИДАР" были заключены гражданско-правовые договоры; что взыскание денежных средств. перечисленных во исполнение указанных договоров, в том числе и возмещение ущерба, должно осуществляться в порядке искового производства; что истцом в данном случае должен выступать участник гражданского оборота, права которого нарушены - ОАО "Концерн "РТИ Системы", а по требованиям в отношении государственных контрактов, во исполнение которых были заключены указанные выше договоры, - государственный заказчик, в данном случае - Минобороны России.
Первая инстанция указала также, что действующее законодательство не предоставляет ФАС России право на обращение в суд с гражданско-правовыми требованиями, в том числе с исками о возмещении ущерба.
Кроме того. первая инстанция указала, что право на обращение в арбитражный суд с заявлениями о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа было предоставлено ФАС России после вступления в силу изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", внесенных Федеральным законом от 25 июня 2015 года N 159-ФЗ, то есть после получения ОАО "НПК "НИИДАР" предписания Рособоронзаказа от 14 июля 2014 года; что законодатель придал названному закону обратную силу, указав, что изменения применяются с 1 сентября 2015 года в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Минобороны России, включая государственные контракты, которые заключены до 1 сентября 2015 года и расчеты по которым будут осуществляться Минобороны России после 1 сентября 2015 года, однако государственные контракты, на основании которых были перечислены денежные средства, были завершены в 2011 году, расчеты по ним после 1 сентября 2015 года не осуществлялись.
Первая инстанция отклонила ссылку ФАС России на постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 октября 2015 года, которым было отказано в удовлетворении требований ОАО "НПК "НИИДАР" о признании недействительными п.1 и 2 предписания Федеральной службы по оборонному заказу от 14 июля 2014 года N З/В/191пр в редакции письма Рособоронзаказа от 23 октября 2014 года N 3/10581, поскольку отказ в удовлетворении этих требований мотивирован тем, что предписание Рособоронзаказа от 23 октября 2014 года N 3/10581 обращено к государственному заказчику, то есть к Минобороны России, которое не ограничено в выборе законного способа урегулирования отношений с исполнителем.
Первая инстанция признала, что ФАС России не доказан факт наличия ущерба, о возмещении которого заявлен иск.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2018 года решение арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2017 года по делу N 40-115610/16 оставлено без изменения (т.5, л.д.115-117).
В кассационной жалобе ФАС России просит решение от 31 августа 2017 года и постановление апелляционной инстанции от 11 января 2018 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом ст.6 Федерального закона от 27 декабря 1995 года N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", п.16 ст.3, п.1 ч.1 ст.8, п.4 ст. 15.1, п.5 ч.1 ст.15.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", на нарушение судом ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Давая объяснения в судебном заседании кассационной инстанции, представители истца привели доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Представитель ответчика просил оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, сославшись на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения решения от 31 августа 2017 года и постановления от 11 января 2018 года в связи со следующим.
Выполняя указания, содержащиеся в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2017 года, при новом рассмотрении дела первая инстанция и апелляционная инстанция, в соответствии с ч.1 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавшая дело, правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства.
Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых решении, постановлении и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст.67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, в том числе нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда, нормы федеральных законов о государственном оборонном заказе.
Выводы суда об обстоятельствах дела и о применении норм материального права доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Нарушение норм процессуального права, являющееся в силу ч.3 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения, постановления, при новом рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворена быть не может.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31 августа 2017 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 11 января 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-115610/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.