город Москва |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А41-52149/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истцов: от Комитета лесного хозяйства Московской области: Миронова С.Э., доверенность от 14.12.2017; от ТУ Росимущества в Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства: представители не явились, извещены;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 15 мая 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 18 декабря 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 21 февраля 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Коноваловым С.А., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-52149/17
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства
об истребовании из незаконного владения земельного участка
к ООО "Лиситея",
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Лиситея" (далее - общество) со следующими требованиями (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений):
- истребовать из незаконного владения общества лесные участки (часть квартала 14 сельских лесов на границе Городищенского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества Московской области) площадью 106.714,6 кв.м (10,6 га), вошедшие в состав земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316, площадью 396.536 кв.м (39,6536 га), расположенные на землях лесного фонда, в координатах, указанных в иске;
- признать недействительным постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316, площадью 396.536 кв.м (39,6536 га), расположенного на землях лесного фонда, в квартале 14 выделах 8, 9 сельских лесов на границе Городищенского участкового лесничества Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО "Мособллес";
- признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) запись о регистрации права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 50:24:0050224:316, площадью 396.536 кв.м (39,6536 га), расположенный на землях лесного фонда, в квартале 14 выделах 8, 9 сельских лесов на границе Городищенского участкового лесничества Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Определением Арбитражного суда Московской области от 14.11.2017 к участию в деле в качестве соистца привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), которым заявлено следующее требование:
- истребовать в пользу Российской Федерации из незаконного владения лесные участки (часть квартала 14 сельских лесов на границе Городищенского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества Московской области, общей площадью 106.714,6 кв.м (10,6 га), вошедшие в состав земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316, находящегося в собственности общества и имеющего наложение на землях лесного фонда в координатах, указанных в требованиях.
Определением Арбитражного суда Московской области от 14.11.2017 к участию в деле в качестве соистца привлечено ТУ Росимущества в Московской области, которым заявлено следующее требование:
- истребовать из чужого незаконного владения часть земельного участка, площадью 201,25 кв.м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060415:18, расположенного на землях лесного фонда;
- исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:24:0060415:18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истцы - ТУ Росимущества в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца - Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя комитета, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по данным публичной кадастровой карты на территории Орехово-Зуевского муниципального района Московской области расположен земельный участок с кадастровым номером 50:24:0050224:316, общей площадью 396.536 кв.м (39,6536 га). Согласно кадастровой выписке о земельном участке и выписке из ЕГРП, указанный земельный участок находится в собственности общества. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Комитет лесного хозяйства Московской области полагает, что часть указанного участка незаконно находится в собственности ответчика.
На момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316 (15.10.2014) проведены работы по лесоустройству, установлены границы лесного фонда.
Территория земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316 частично накладывается на участок, относящийся к лесному фонду, распоряжение которым осуществляет Российская Федерация. Площадь наложения составила 107.199,13 кв.м (10,6 га).
На основании изложенного, истцы обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцами не представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о наложении спорной части земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316 на земли лесного фонда. Кроме того, суды в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), указали на приоритет сведений о земельном участке ответчика, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в сравнении со сведениями из иных документов.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применили и истолковали нормы материального права и на их основании сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ, в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Одним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Согласно пункту 36 Постановления N 10/22, в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о наложении спорного земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316 на земли лесного фонда.
Кроме того, судами установлено, что данный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27.02.2012.
Также судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в кадастровой выписке от 04.12.2015 отсутствуют сведения о наличии пересечений с другими участками, в том числе лесными. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316 в ЕГРН на момент обращения с иском не содержалось.
Между тем, лесной участок, расположенный в квартале 14 выделах 8, 9 сельских лесов на границе Городищенского участкового лесничества Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО "Мособллес", на государственный кадастровый учет не поставлен.
Ссылка истцов на Государственную информационную систему Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - Постановление N 1335/38, РГИС, РГИС Московской области) в подтверждение наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда правомерно отклонена судами ввиду следующего.
РГИС создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012.
В соответствии с Постановлением N 1335/38, РГИС представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в Постановлении N 1335/38 указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия Постановления N 1335/38, а постановка земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316 на государственный кадастровый учет осуществлена 27.02.2012, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона N 149-ФЗ, информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах. В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 201-ФЗ, Закона о кадастре могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Постановление Правительства Московской области от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" признано утратившим силу Постановление N 1335/38. В соответствии с указанным постановлением программа РГИС вводилась в действие с 01.09.2017.
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что стороны не заявляли ходатайств о назначении по делу экспертизы.
Имеющееся в материалах дела таксационное описание Орехово-Зуевского района Московской области по состоянию на 01.01.2007 содержит лишь информацию о составе лесов и не позволяет разрешить вопрос о соотношении границ лесного фонда с границами указанного земельного участка общества.
Соответственно, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии надлежащих доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316 пересекаются с землями лесного фонда.
Суды констатировали, что иных доводов, оспаривающих постановку спорного участка на кадастровый учет, истцы не приводили.
Поскольку документов, свидетельствующих о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда, не имелось, при рассмотрении настоящего спора суды правомерно руководствовались положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
В частности, Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 172-ФЗ и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: - расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; - земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:24:0050224:316 зарегистрировано за ответчиком 15.10.2014, в связи с чем в силу указанных выше норм он не мог быть отнесены к землям лесного фонда.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что в силу Федерального закона N 280-ФЗ категория земель в рассматриваемом случае определяется исходя из данных, внесенных в ЕГРН.
Из выписок ЕГРН следует, что спорные участки отнесены к землям населенных пунктов, а не землям лесного фонда.
Изложенные фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что оснований для удовлетворения требований об истребовании земельного участка с кадастровым номером 50:24:0050224:316 у судов не имелось.
Соответственно, исключение сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:24:0050224:316 по указанным основаниям неправомерно. Данное требование также правомерно отклонено судами ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ, защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, именно данный федеральный орган государственной власти имеет право обращаться в суды с исками с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным судом обоснованно отклонены доводы комитета, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, сведения о границах земельного участка с кадастровым N 50:24:0050224:316 внесены в государственный кадастр недвижимости в 2012 году. В 2014 году право собственности ответчика на него зарегистрировано в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 122-ФЗ.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из пункта 36 Постановления N 10/22, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Между тем, суды установили, что в материалы дела не представлены какие-либо относимые и допустимые доказательства определения спорной части земельного участка как объекта гражданских правоотношений, а также подтверждающие наличие у истца прав собственности на него.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку права на земельный участок возникли до 01.01.2016.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2018 года по делу N А41-52149/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из пункта 36 Постановления N 10/22, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Между тем, суды установили, что в материалы дела не представлены какие-либо относимые и допустимые доказательства определения спорной части земельного участка как объекта гражданских правоотношений, а также подтверждающие наличие у истца прав собственности на него.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку права на земельный участок возникли до 01.01.2016."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2018 г. N Ф05-5664/18 по делу N А41-52149/2017