г. Москва |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А40-141873/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующей судьи Каменской О.В.
судей: Латыповой Р.Р., Григорьевой И.Ю.
при участии:
от заявителя: Исупов А.С. по дов. от 21.05.2018;
от ответчика: Аленкин Н.Е. по дов.23.03.2018, Котов С.А. по дов. от 28.03.2018
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЦСП "Промэкспертиза"
на решение от 24.11.2017 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Блинниковой И.А.
на постановление от 20.02.2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятого судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Захаровой С.Л.
по делу N А40-141873/17
по заявлению ООО "ЦСП "Промэкспертиза" к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЦСП "Промэкспертиза" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (заинтересованное лицо, Москомархитектура) от 04.07.2016 N МКА-02-17803/71.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие у Москомархитектуры полномочий на принятие оспариваемого решения, неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств по делу.
До начала судебного разбирательства в суд от Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы поступил в электронном виде отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы заявил ходатайство о приобщении к материалам дела данного отзыва, представил его оригинал, а также доказательства заблаговременного направления отзыва всем лицам, участвующим в деле.
Ходатайство удовлетворено судом.
Представитель ООО "ЦСП "Промэкспертиза" в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ЦСП "Промэкспертиза" является коммерческой организацией, занимающейся проведением негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судами установлено, что Общество аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации, имеет свидетельство Росаккредитации от 11.08.2015 N RA.RU.0821.
Как установлено судами, 22.06.2017 ООО "ЦСП "Промэкспертиза" направило обращение (исх. 001-22/06.17) в Москомархитектуру для регистрации и размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИАИС ОГД) проектной документации и положительного заключения экспертизы от 29.05.2017 N 77-2-1-3-0169-17 по объекту: "Производственное здание с административно-бытовыми помещениями по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Бабушкинское, Извилистый проезд, д. 9, стр.1 Реконструкция", Обществом получен отказ в регистрации документации в ИАИС ОГД от 04.07.2017 N МКА-02-17803/71-1, подписанный заместителем председателя Москомархитектуры А.Ю. Суховым, основанный на требованиях нормы ч. 13 ст. 48 ГрК РФ.
Полагая решение от 04.07.2017 незаконным, ООО "ЦСП "Промэкспертиза" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций по вопросу полномочий заинтересованного лица на принятие оспариваемого решения в соответствии со следующим.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере обеспечения развития территории города Москвы в части градостроительного проектирования, включая территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, а также в сфере архитектуры и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы, и структурно входящим в состав Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
На основании требований постановления Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП "О введении в действие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве и формировании среды электронного взаимодействия для обеспечения градостроительной деятельности на территории города Москвы" с 01.04.2010 на территории города Москвы введена в действие ИАИС ОГД.
В силу п. 2.1 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП) ИАИС ОГД представляет собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса города Москвы систематизированный свод документированных сведений о развитии территории города Москвы, застройке территории города Москвы, земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, а также программно-технические средства, которые обеспечивают формирование, обработку, хранение, учет, поддержание в актуальном состоянии и предоставление таких сведений заинтересованным лицам.
Согласно п. 2.1, 2.2 постановления Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП собственником ИАИС ОГД является город Москва. Правомочия собственника ИАИС ОГД от имени города Москвы осуществляет Москомархитектура.
В силу п. 2.4 постановления Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП Москомархитектура обеспечивает эксплуатацию ИАИС ОГД и является оператором ИАИС ОГД.
В соответствии с п. 5.4. Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечивает размещение и регистрацию в ИАИС ОГД сведений и копий документов, указанных в приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП.
Право Москомархитектуры на принятие решения о регистрации сведений в ИАИС ОГД предусмотрено разделом 4 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.
Согласно п. 5.11 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы, организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, передают оператору ИАИС ОГД сведения и копии документов, указанные в приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП, на основании соглашения об информационном взаимодействии, заключенного с оператором ИАИС ОГД.
В порядке п. 5.11 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы между ООО "ЦСП "Промэкспертиза" и Москомархитектурой заключено Соглашение об информационном взаимодействии от 18.12.2015 N НГЭ-057/15 (Соглашение).
Как установлено судами, соглашение является действующим, сторонами и иными заинтересованными лицами оспорено не было, при этом, суды правомерно произвели вывод в части того, что подписывая Соглашение, стороны согласовали порядок взаимодействия по размещению документации в ИАИС ОГД, был определен круг прав и обязанностей сторон по настоящему Соглашению, также судами установлено, что пунктом 2.7. Соглашения предусмотрено, что Москомархитектура может отказать в регистрации документов в ИАИС ОГД, в том числе в случаях, когда заключение негосударственной экспертизы оформлено с нарушением требований действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно руководствовались следующим.
Как разъяснено в п. 1 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" положения ГК РФ, подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
Нормами ст. 12 ГК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП "О введении в действие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве и формировании среды электронного взаимодействия для обеспечения градостроительной деятельности на территории города Москвы" с 01.04.2010 на территории города Москвы введена в действие ИАИС ОГД.
В силу п. 2.1 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города
Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП) ИАИС ОГД представляет собой организованный в соответствии с требованиями
Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса города Москвы систематизированный свод документированных сведений о развитии территории города Москвы, застройке территории города Москвы, земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, а также программно-технические средства, которые обеспечивают формирование, обработку, хранение, учет, поддержание в актуальном состоянии и предоставление таких сведений заинтересованным лицам.
Согласно п. п. 2.1, 2.2 постановления Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП собственником ИАИС ОГД является город Москва. Правомочия собственника ИАИС ОГД от имени города Москвы осуществляет Москомархитектура.
В силу п. 2.4 постановления Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП Москомархитектура обеспечивает эксплуатацию ИАИС ОГД и является оператором ИАИС ОГД.
В соответствии с п. 5.4. Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечивает размещение и регистрацию в ИАИС ОГД сведений и копий документов, указанных в приложении 2 к постановлению 225-ПП.
Право Москомархитектуры на принятие решения о регистрации сведений в ИАИС ОГД предусмотрено разделом 4 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.
Согласно п. 5.11 Положения об интегрированной автоматизированной
информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города
Москвы организации, аккредитованные на право проведения негосударственной
экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, передают оператору ИАИС ОГД сведения и копии документов, указанные в приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП, на основании соглашения об информационном взаимодействии, заключенного с оператором ИАИС ОГД.
Судами обоснованно учтено, что необходимость наделения Москомархитектуры указанными полномочиями обусловлена тем, что для получения государственной услуги города Москвы "Выдача разрешения на строительство", которая оказывается Мосгосстройнадзором, используются документы, в том числе проектная документация и заключение экспертизы проектной документации, содержащиеся в ИАИС ОГД, при этом, согласно п. 1.3 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача разрешения на строительство" (утв. постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 N 145-ПП) Мосгосстройнадзором в отношении объектов капитального строительства вне зависимости от источников финансирования их строительства или реконструкции выдача разрешения на строительство осуществляется только в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, а в целях, связанных с предоставлением государственной услуги, используются документы и информация, обрабатываемые с использованием межведомственного информационного взаимодействия (п. 2.5 Административного регламента).
Суды правомерно руководствовались в своих выводах ч. 3 ст. 56 ГрК РФ, в соответствии с которой целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства и следовательно, с целью исключения размещения в ИАИС ОГД проектной документации и заключения экспертизы проектной документации, не соответствующих требованиям закона, и получения на основе данного заключения разрешения на строительство, Москомархитектура в рамках своих полномочий вправе принимать решения об отказе в размещении в ИАИС ОГД представленной документации.
Доводы кассационной жалобы, в части того, что Москомархитектура не наделена полномочиями изучения и оценки заключений негосударственных экспертиз, а действующее законодательство не предусматривает оснований для отказа в регистрации документации в ИАИС ОГД судами первой и апелляционной инстанций оценены и правомерно отклонены как противоречащие приведенным нормам по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 13 ст. 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пп. "б" п. 24 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145) основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, является отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 10 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов).
Суды установили, что в данном случае в положительном заключении экспертизы от 29.05.2017 N 77-2-1-3-0169-17, представленном ООО "ЦСП "Промэкспертиза" в Москомархитектуру, отсутствуют сведения о разделе "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", что зафиксировано в оспариваемом отказе и не опровергнуто заявителем.
Суды произвели правомерный вывод в части того, что при изложенных обстоятельствах оспариваемый отказ соответствует требованиям законодательства в сфере градостроительной деятельности, а представленное заключение негосударственной экспертизы по своему составу, содержанию и оформлению не является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, и не может служить основанием для выдачи разрешения на строительство, при этом, заявителем не доказано нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами была дана полная оценка доказательствам, приведенным сторонами, в рамках данного судебного дела, в том числе доводам заявителя относительно несправедливых условий Соглашения об информационном взаимодействии от 18.12.2015 N НГЭ-057/15, суды дали оценку данным доводам, указав, что соглашение действующее, сторонами и иными заинтересованными лицами оспорено не было, судами указано на не представление истцом доказательств, подтверждающих ненадлежащие выполнение обязательства по договору.
Судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, как основанные на верном их толковании и понимании заявителем. Суды не установили противоречий норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Москвы, регулирующих спорные правоотношения.
По существу доводы кассационной жалобы ООО "ЦСП "Промэкспертиза" направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств (в том числе в части полномочий Москомархитектуры на принятие решения о регистрации сведений в ИАИС ОГД), установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба ООО "ЦСП "Промэкспертиза" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 года по делу N А40-141873/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пп. "б" п. 24 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145) основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, является отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 10 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов).
...
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, как основанные на верном их толковании и понимании заявителем. Суды не установили противоречий норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Москвы, регулирующих спорные правоотношения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2018 г. N Ф05-7111/18 по делу N А40-141873/2017