г. Москва |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А41-62980/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца: заместителя прокурора Московской области - Пастухова Е.Ю., удостоверение;
от ответчиков:
от общества с ограниченной ответственностью "Ярмарка сельхозпродуктов" - извещено, представитель не явился ;
от Администрации городского округа Мытищи Московской области - Быков И.Н., доверенность от 28 декабря 2017 года ;
от третьих лиц:
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Сорокин И.А., доверенность от 26 декабря 2017 года;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров" - извещено, представитель не явился ;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании 31 мая 2018 года кассационную жалобу Администрации городского округа Мытищи Московской области
на решение от 07 декабря 2017 года,
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 27 февраля 2018 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-62980/17,
по заявлению заместителя прокурора Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Ярмарка сельхозпродуктов", Администрации городского округа Мытищи Московской области
об истребовании земельных участков, исключении из ЕГРН сведений о правах на земельные участки,
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ярмарка сельхозпродуктов" (далее - общество) и Администрации городского округа Мытищи Московской области (далее - Администрация) об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0101602:155, 50:12:0101602:156, 50:12:0101602:141, 0:12:0101602:140, 50:12:0101602:139; исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности общества на спорные земельные участки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2018 года, заявленные требования удовлетворены в части истребования из чужого незаконного владения спорных земельных участков. Из незаконного владения ООО "Ярмарка сельхозпродуктов" и администрации городского округа Мытищи в пользу ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" истребованы земельные участки с кадастровыми номерами: 50:12:0101602:155, 50:12:0101602:156, 50:12:0101602:141, 50:12:0101602:140, 50:12:0101602:139. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с выводами судов, Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права. По мнению заявителя кассационной жалобы достоверных доказательств, свидетельствующих о нахождении спорных земельных участков в границах национальный парк "Лосиный остров" не представлено.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Прокуратуры Московской области и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, указали на законность и обоснованность судебных актов.
Общество, федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров" (далее - ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами, на основании заключенных между Администрацией и обществом договоров, во владении общества на праве аренды находятся земельные участки, расположенные по адресу: Московская область, г. Мытищи, шоссе Ярославское, имеющие кадастровые номера: 50:12:0101602:139, 50:12:0101602:140, 50:12:0101602:141, 50:12:0101602:155, 50:12:0101602:156 (далее - земельные участки).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки полностью входят в зону особо охраняемую природную территорию федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров".
Полагая, что Администрация не обладала полномочиями по распоряжению данными участками, заместитель прокурора Московской области обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя требования прокурора в части истребования земельных участков из незаконного владения, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 9, подпунктом 1 пункта 4 статьи 27, пунктом 1 статьи 28, статьей 29, пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ, положениями статьи 3.1, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" пришел к выводу, что спорные земельные участки входят в зону особо охраняемую природную территорию федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров" и являются изъятыми из оборота, в связи с чем Администрация не имела права распоряжаться данными земельными участками. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Границы Национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны были установлены совместным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04 мая 1979 года N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".
На основании решения Исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 года N 2130-1344 "Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшения содержания этого парка", постановления Совета Министров СССР от 31 августа 1989 года N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров", постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 года N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" границы природного национального парка были расширены.
Постановлением Главы администрации Балашихинского района Московской области от 16 февраля 1995 года N 163, во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 года N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии ГПНП "Лосиный остров", совместного постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 года N 235-113 "О дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров", утверждены границы Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Из пункта 3 указанного постановления следует, что площадь ГПНП "Лосиный остров" составляет 4993,6 га, в том числе земли ГПНП "Лосиный остров" - 4521,4 га, земли участков постороннего пользования - 472,2 га, в том числе: Акуловский гидроузел - 122,5 га; АОЗТ "1-е Мая" - 91,3 га; Пехра-Покровская сельская администрация - 156,69 га; земли бывшего п/л "Орбита" - 4,5 га; земли бывшего п/л "Полет" - 4,4 га; п/л завода "Рубин" - 5,3 га; о/т "Восток" - 5,0 га; - с/т "Сокольники" - 11,4 га; земли Министерства обороны - 70,9 га.
На указанный земельный участок за ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" в дальнейшем было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, о чем 24 апреля 2003 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись за номером 50-01/00-02/2003-237.1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 24 апреля 2003 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 232 "Об утверждении положения о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров" утверждено описание границ охранной зоны национального парка "Лосиный остров", а также состав и описание границ функциональных зон и карта-схема функционального зонирования.
Данные факты установлены судами на основании договоров аренды постановлений администрации о предоставлении обществу в аренды пяти спорных участков, выписок из ЕГРН, кадастровых паспортов земельных участков, а также заключением ООО "Специализированное землеустроительное бюро".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ, земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражений ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Приобретатель не может быть признан добросовестным, если к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц, о которых ему было известно, и если такие притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.
Таким образом, суды пришли к выводу, что администрация не имела права заключать договоры в отношении спорных земельных участков, поскольку не обладала такими полномочиями.
Доказательств, опровергающих выводы судов, ответчиками представлено не было, ходатайства о назначении по настоящему делу судебной экспертизы заявлено также не было.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части истребования спорного земельного участка из незаконного владения общества.
Требования об исключении из ЕГРН сведений о зарегистрированном праве аренды общества на спорные земельные участки отклонены судами первой и апелляционной инстанции и не обжалуются Администрацией в рамках настоящей кассационной жалобы.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2018 года по делу N А41-62980/17 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражений ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Приобретатель не может быть признан добросовестным, если к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц, о которых ему было известно, и если такие притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 июня 2018 г. N Ф05-8124/18 по делу N А41-62980/2017