Москва |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А41-55312/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 15.06.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Е.Ю. Ворониной, А.А. Малюшина,
при участии в заседании:
от истца - Роговенко ОА, дов. от 17.09.2016,
от ответчика - Рыжова МФ, дов. от 09.01.2018, Огоренкова МВ, дов. от 09.01.2018,
от третьих лиц -
рассмотрев 07 июня 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль"
на постановление от 19 февраля 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Гараевой Н.Я., Катькиной Н.Н., Мизяк В.П.,
по делу N А41-55312/2017,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис-А"
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль" (далее - ООО "Теплоцентраль", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис-А" (далее - ООО "Жилсервис-А", ответчик) о взыскании задолженности по договору N 3 от 01.05.2016 в размере 4 123 190,42 руб. за май 2017 года, пени в размере 98 956,57 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.10.2017 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 решение суда первой инстанции изменено, исковые требования удовлетворены в части, взысканы задолженность в размере 3 899 741,68 руб., 88 394,14 руб. пени.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель жалобы указывает, что судами к правоотношениям по поставке ответчику тепловой энергии необоснованно применены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), горячую воду, по утверждению истца, ответчик изготавливает самостоятельно в индивидуальном тепловом пункте (ИТП).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, представители ответчика против удовлетворения кассационной жалобы возражали по доводам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Заслушав представителей истца и ответчика, участвующих в деле, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.05.2016 между ООО "Теплоцентраль" (теплоснабжающая организация) и ООО "Жилсервис-А" (абонент) заключен договор теплоснабжения N 3, предметом которого является отношения сторон, связанные со снабжением тепловой энергией объектов абонента.
В соответствии с пунктом 2.2.1 - 2.2.3 договора, в случае отсутствия коллективного прибора учета, количество тепловой энергии на отопление рассчитывается расчетным методом теплоснабжающей организацией исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а количество горячей воды рассчитывается исходя из численности населения и нормативов потребления коммунальных услуг. Количество отпущенной тепловой энергии и горячей воды на 2016 год определены в приложении N 1 и в пункте 2.2 договора.
Суды правильно сделали вывод о том, что истец поставляет в многоквартирные дома в виде коммунальных ресурсов как тепловую энергию, так и горячую воду.
В соответствии с договором ответчиком принято на себя обязательство надлежащим образом производить оплату купленной (потребленной) тепловой энергии в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 8.2 договора).
Во исполнение условий договора в мае 2017 года истец поставил горячую воду и тепловую энергию в многоквартирные жилые дома, управление которыми осуществляет ответчик.
Согласно представленному истцом расчету за горячую воду с использованием двухкомпонентного тарифа и за тепловую энергию в отношении домов, оборудованных ИТП и не оборудованных ИТП, задолженность ответчика по оплате горячей воды и тепловой энергии за указанный период составила 4 123 190,42 руб.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд апелляционной инстанции установил, что в отношении части домов, в которые осуществляется поставка горячей воды, расчет стоимости поставленных ресурсов произведен истцом по тарифам, утвержденным распоряжениями Комитета по тарифам и ценам Московской области, по установленному в таком жилом доме прибору учета (с использованием показаний как объема горячей воды, так и объема тепловой энергии), а не в соответствии с установленным Правилами N 354 порядком применения норматива тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса (части 2, 4, 8 указанной статьи).
К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом (статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в отношении определения объема и стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование жилищным законодательством, имеющим в силу статей 5, 8 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритет перед законодательством о теплоснабжении, поскольку нормативные акты, регулирующие правоотношения в жилищной сфере, должны соответствовать Жилищному кодексу Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354).
В соответствии с абзацем 2 пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Судами установлено, что приготовление горячей воды осуществляется как в котельной теплоснабжающей организации (истца), так и непосредственно ответчиком в тех домах, которые оборудованы ИТП. Таким образом, горячая вода (теплоноситель) поставлялась истцом (как энергоснабжающей организацией) в виде коммунального ресурса ответчику (как исполнителю коммунальных услуг перед собственниками) в целях оказания проживающим в жилом доме гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела усматривается, что спорным является именно объем тепловой энергии, затраченной истцом на изготовление горячей воды как коммунального ресурса. В отношении жилых домов, оборудованных ИТП, спора по порядку определения объема тепловой энергии не имеется. Дома, по которым имеются разногласия по определению объема тепловой энергии в составе двухкомпонентного тарифа, снабжаются ресурсом по закрытой системе горячего водоснабжения.
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Формула 23 изложена в пункте 26 раздела VII "Расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду" приложения 2 к Правилам N 354.
Согласно пункту 26 приложения 2 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, в которую входят:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении;
- компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении (1-я составляющая), и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Правоотношения по горячему водоснабжению в закрытой системе регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
В соответствии с частью 6 статьи 13 указанного Федерального закона оплата горячей воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение).
Доводы кассационной жалобы сомнений в правильности судебных актов судов не вызывают и их отмену не влекут.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не нарушены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Деcятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2018 года по делу N А41-55312/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.