город Москва |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А41-52172/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Комитета лесного хозяйства Московской области: Мироновой С.Э. (дов. N 27ДОВ-615 от 14.12.2017 г.);
от истца (заявителя) Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "ЛИСИТЕЯ": не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 19 июня 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2017 г.,
принятое судьей Семеновой А.Б.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2018 г.,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Бархатовым В.Ю., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-52172/17
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (117105, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1), Федерального агентства лесного хозяйства (113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛИСИТЕЯ" (ОГРН 1087746691020; 111394, г. Москва, ул. Полимерная, д. 8, стр. 2)
об истребовании из незаконного владения земельного участка,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области; ТУ Росимуществв в Московской области,
УСТАНОВИЛ: обществу с ограниченной ответственностью "ЛИСИТЕЯ" (далее - ООО "ЛИСИТЕЯ", общество, ответчик) на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:24:0060517:15, общей площадью 1 081 357 кв.м (108,14 га), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для использования по назначению сельскохозяйственных объектов и угодий, расположенный по адресу: Московская область, район Орехово-Зуево, юго-восточнее д. Беливо.
Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец) был проведен осмотр указанного земельного участка и мониторинг путем сравнения публичной кадастровой карты с материалами лесоустройства, в результате которых установлено наложение границ участка с кадастровым номером 50:24:0060517:15 на земли лесного фонда Орехово-Зуевского участкового лесничества.
В подтверждение факта нахождения части земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060517:15 в составе земель лесного фонда Комитет указал на материалы лесоустройства 2006-2008, в том числе выкопировку из плана лесных участков, выкопировку таксационного описания части квартала 79 Ликинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества Московской области, части квартала 86 Орехово-Зуевского сельского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества Московской области, акт осмотра территории, составленный государственным лесным инспектором Куровского участкового лесничества Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО "Мособллес" Соколовым В.П., выписку из государственного лесного реестра N 84-10-2016/05, а также материалы программы РГИС Московской области.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 50:24:0060517:15 имеет наложения на земли лесного фонда, Комитет лесного хозяйства Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "ЛИСИТЕЯ" об истребовании из незаконного владения ответчика лесных участков (часть квартала 79 Ликинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества Московской области, часть квартала 86 Орехово-Зуевского сельского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества Московской области, площадью 15 831,01 кв. м (1,58 га), вошедший в состав земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060517:15, площадью 1 081 357 кв. м (108,14 га), расположенного на землях лесного фонда, в определенных координатах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Территориальное управление Росимущества в Московской области, Администрация муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2018 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 г., признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 названного закона в случае, если до 01 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Одним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Согласно пункту 36 указанного постановления в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно пункту 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "Об охране окружающей среды" земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на отсутствие доказательств, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Представленные материалы лесоустройства не являются достаточными доказательствами принадлежности спорного земельного участка именно к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы истцами заявлено не было.
Отклоняя доводы истца со ссылкой на сведения, содержащихся в РГИС МО, суды указали, что сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2018 г. по делу N А41-52172/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "Об охране окружающей среды" земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
...
Представленные материалы лесоустройства не являются достаточными доказательствами принадлежности спорного земельного участка именно к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 июня 2018 г. N Ф05-5702/18 по делу N А41-52172/2017