город Москва |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А41-73303/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Макаровой Ю.В.: не явились, извещены;
рассмотрев 26 июня 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2017 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2018 г.,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Семушкиной В.Н., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-73303/17
по иску Администрации муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13)
о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области; Макарова Ю.В.,
УСТАНОВИЛ: 01 июня 2004 г. между Администрацией города Лосино-Петровский Московской области и Макаровой Юлией Владимировной был заключен договор аренды N 429, предметом которого являлся земельный участок с кадастровым номером 50:14:0060201:112, площадью 1 550 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский, ул. Новинская, уч. 23.
Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке.
На земельном участке возведен жилой дом, площадью 151,2 кв.м, который принадлежит Макаровой Ю.В. на праве собственности.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок от 22 августа 2017 г. право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0060201:112 зарегистрировано за Российской Федерацией.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, Администрация муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0060201:112, площадью 1 550 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский, ул. Новинская, уч. 23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, Макарова Ю.В.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2018 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку судами неправомерно отказано в применении срока исковой давности.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседание суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судом установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена в отсутствие на то оснований.
Спорный земельный участок не является участком лесного фонда, не относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, землям обороны и безопасности.
Из акта обследования земельного участка с кадастровым номером 50:14:0060201:112 от 20 ноября 2017 г. и фотоматериалов следует, что на земельном участке находится жилой дом площадью 151,2 кв.м, который принадлежит Макаровой Ю.В. на праве собственности.
Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как и доказательств, позволяющих отнести спорный участок к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области не было представлено.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2018 г. по делу N А41-73303/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.