город Москва |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N А40-222507/17-79-1882 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "РК Строй": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Мосгосстройнадзора: Казанцевой Е.В. (дов. N 60 от 04.04.2018 г.);
рассмотрев 28 июня 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2018 г.,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2018 г.,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Каменецким Д.В., Красновой Т.Б.,
по делу N А40-222507/17-79-1882
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РК Строй"
к Комитету государственного строительного надзора города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ: 14 сентября 2017 г. должностным лицом Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор, административный орган) была проведена проверка объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, Нагатино-Садовники мкр. 1, вл. 29Б.
В ходе проведения проверки установлено нарушение обществом с ограниченной ответственностью "РК Строй" (далее - ООО "РК Строй", общество, заявитель) требований части 1 и части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктов 5 а), б), в), г), д), е) Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, поскольку ООО "РК Строй" ненадлежащим образом ведется строительный контроль в процессе строительства, в результате чего непосредственным производителем работ были допущены следующие нарушения: нарушение части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденной проектной документации; нарушение утвержденного проекта Раздел 6, ПОС, шифр: 033/16-ДСТР-ПОС, л.49 (ПЗ), в части СНиП 12-03-2001 п.4.9., 4.10, 6.2.16, зона постоянно действующего опасного производственного фактора (перепад по высоте свыше 1,3 м) на участке Секции 1 в осях 1с-Зс/A/lc-Ac и Секции 2 в осях 6с- 7с/А/1с-Ас на отм. +30.880 не огорожена, отсутствуют ограждение монтажного горизонта.
В нарушение утвержденного проекта Раздел 6, ПОС, шифр: 033/16-ДСТР-ПОС, л.62 (ПЗ), в части п.7.3.1 СНиП 52-01-2003, в панели лестничного марша Секции 1 на отм. +19.680 в осях 4/Ас-5с/Гс имеются участки с оголением арматуры.
Записи в разделе 5 (Сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство...) общего журнала работ о выявленных нарушениях и их устранении отсутствуют.
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки N 7902/17 от 25 сентября 2017 г.
На основании полученных данных 29 сентября 2017 г. в отношении ООО "РК Строй" составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано выявленные нарушения.
Постановлением Мосгосстройнадзора N 3003-Ю от 07 ноября 2017 г. ООО "РК Строй" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "РК Строй" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосгосстройнадзору о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2018 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Мосгосстройнадзор просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Мосгосстройнадзора поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "РК Строй" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Мосгосстройнадзора, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Из статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техрегулировании) следует, что технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии со статьей 5.1 Закона о техрегулировании особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон о безопасности зданий).
Законом о безопасности зданий установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности.
Частью 2 статьи 5 Закона о безопасности зданий предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований названного Закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 названного Закона перечни, или требований специальных технических условий.
Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Закона о безопасности зданий, установлены статьей 6.
В силу статьи 6 названного Закона Правительство Российской Федерации утверждает Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований упомянутого Закона, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р.
Действия, связанные с нарушением требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и определена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на недоказанность вмененного ООО "РК Строй" состава административного правонарушения.
При этом судами установлено, что представленная в материалы выкопировка Общего журнала работ опровергает выводы Мосгосстройнадзора об отсутствии в Общем журнале записей о том, что строительный контроль обществом не ведется.
Проектная документация по объекту утверждена не Московской государственной экспертизой, а иной организацией - ООО "Мосэксперт".
Кроме того, обществу было вменено нарушение требований СНиП 12-03-2001 (пунктов 4.9, 4.10, 6.2.16) и СНиП 52-01-2003 (пункта 7.3.1).
Вместе с тем, нарушение указанных требований не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, поскольку указанные нормы и правила, несоблюдение которых вменяется в вину обществу, как нарушение обязательных требований в области строительства, не входят в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Таким образом, несоблюдение заявителем требований указанных СНиП не может быть вменено обществу как нарушение обязательных требований в области строительства.
Относительно выявленных правонарушений пунктов 5 а), б), в), г), д), е) Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", суды указали, что административным органом не приведены какие-либо факты, свидетельствующие о несоблюдении качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (пункт "а"), нарушению правил складирования и хранения продукции (пункт б), последовательности технологических операций (пункт "в"), указание на отсутствие, например, актов освидетельствования скрытых работ (пункт "г", пункт "е").
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2018 г. по делу N А40-222507/17-79-1882 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.