г. Москва |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А41-98415/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Денисовой Н.Д.
судей Петровой Е.А., Нечаева С.В.
при участии в заседании:
от заявителя АО "Зеленоградское" - Морозова И.В. дов. от 23.11.2017
от ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Аникеева А.И. дов. от 29.12.2017 N 657-Д
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение от 07 февраля 2018 года Арбитражного суда Московской области, принятое судьей Бондаревым М.Ю., на постановление от 06 апреля 2018 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Панкратьевой Н.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по заявлению АО "Зеленоградское"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании решений и действий государственного органа
УСТАНОВИЛ:
АО "Зеленоградское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - управление) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, выраженных в решениях N МО-17/РКФ-553680 от 13.12.2017 и N 50/013/005/2017-6877 от 17.09.2017; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права за АО "Зеленоградское" на нежилое здание - Бригадный дом общей площадью 339,1 кв. м, расположенный по адресу: Московской области, Пушкинский р-н, с. Ельдигино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с Указом Президента от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" колхозы и совхозы были обязаны до 01.01.1993 провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
Согласно Постановлению Правительства от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.
Как установлено судами и следует из представленных доказательств, сельскохозяйственное предприятие в форме АОЗТ "Зеленоградское" было образовано в 1992 году на базе реорганизуемого совхоза "Зеленоградский" на основании решения общего собрания учредителей от 27.10.1992 в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положением об акционерных обществах N 601, путем добровольного соглашения физических лиц, объединивших свои земельные и имущественные паи для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.
На общем собрании от 27.10.1992 принято решение (п. 4 на стр. 4 Протокола N 2), что в собственности АО "Зеленоградское" остается все имущество совхоза "Зеленоградский", указанное в инвентаризационных описях товарно-материальных ценностей на основании приказа N 224 от 26.10.1992.
В перечень имущества вошло здание - Бригадный дом (строка 7 в инвентаризационной описи) 1970 года постройки и принятия в эксплуатацию.
30.12.1992 АОЗТ "Зеленоградское" зарегистрировано постановлением главы администрации Пушкинского района Московской области N 2259.
Из пункта 1.2 Устава АОЗТ "Зеленоградское", утвержденного общим собранием учредителей от 27.10.1992, усматривается, что учредителями общества являются работники бывшего совхоза "Зеленоградский", в том числе и ушедшие на пенсию, работники социальной сферы, добровольно объединившие на праве собственности земельные и имущественные паи.
Таким образом, члены совхоза "Зеленоградский" распорядились принадлежащими им земельными и имущественными паями, передав их в качестве вклада в уставный фонд АОЗТ "Зеленоградское".
В силу статьи 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР", действовавшей во время преобразования совхоза, хозяйственные общества и товарищества, созданные в качестве собственников имущества, переданного им в качестве вкладов и других взносов их участниками, являются их собственниками.
Коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов, взносов их учредителями (ст. 213 ГК РФ).
Согласно пункту 4.1 Устава Общество является собственником принадлежащего ему имущества, включая имущество, переданное ему акционерами. Акционеры Общества не обладают правом собственности на имущество, внесенное в уставный капитал Общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Таким образом, общество является собственником имущества, внесенного в уставный капитал в качестве вкладов его учредителей, в том числе земельных долей и имущественных паев, а бывшие работники совхоза "Зеленоградский" - акционерами.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 262 293 кв. м под размещение производственного центра из земель сельскохозяйственного назначения.
На данном земельном участке расположено здание - бригадный дом, которое на основании Протокола общего собрания трудового коллектива совхоза "Зеленоградский" Пушкинского района N 2 от 27.10.1992 и Выписки из инвентаризационной описи от 01.12.1992 осталось в собственности АО "Зеленоградский".
В результате кадастровых работ на основании декларации об объекте недвижимости от 17.05.2017, акта приема-передачи основных средств от 1970 года подготовлен Технический план здания - Бригадного дома площадью 339,1 кв. м. акт приема-передачи создан по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 14.11.1972 N 269-2; заключение комиссии - принять объект в эксплуатацию - подтверждено подписями членов данной комиссии.
АО "Зеленоградское" обратилось к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав АО "Зеленоградское" на нежилое здание, наименование: Бригадный дом площадью 339,1 кв. м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:13:0040301:1335 по адресу: Московская область, Пушкинский район, с. Ельдигино.
Ответчиком были приняты решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанного объекта по тем основаниям, что не представлены необходимые документы, а именно, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В последующем ответчиком были приняты решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе решений и действий (бездействия) государственных органов, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. ч. 2 - 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ-218) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
На основании ст. 3 ФЗ-218 государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся в том числе ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав (ст. 13 ФЗ-2018).
В силу положений ст. 18 ФЗ-218 к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
На основании ч. 10 ст. 40 ФЗ-218 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В качестве оснований для приостановления постановки на кадастровый учет и регистрации (ст. 26 ФЗ-218) было указано на отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и несоответствие технического плана требованиям закона.
В соответствии с письмом Минэкономразвития Российской Федерации N Д23и-1644 "О разрешении на строительство и ввод в эксплуатацию" действующие до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) требования к документам (например, к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию) при условии, что такие документы должны были изготавливаться на тот момент, являются основными для подготовки технического плана.
Кроме того, Постановление Совмина СССР от 23 января 1981 г. N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" и ранее действовавшие аналогичные акты предусматривали принятие и утверждение акта о приемке. Указанные документы (в том числе архивные копии) также могут использоваться при подготовке технического плана, если объект не был учтен и сведения о нем не были переданы органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Таким образом, как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций акты по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, выданные до введения в действия ГрК РФ являются действительными и такие акты могут быть использованы в качестве документа - основания для подготовки технического плана наравне с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
По объектам, построенным до введения в действие ГрК РФ 2004 года для государственной регистрации прав должны были предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций правильно установлено, что заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для кадастрового учета и проведения государственной регистрации права, содержащие полную и необходимую информацию об объекте в соответствии с требованиями ФЗ-218.
При указанных обстоятельствах является верным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания как для отказа в осуществлении кадастрового учета так и государственной регистрации права.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования заявлены обоснованно удовлетворены.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2018 года по делу N А41-98415/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи |
Е.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.