город Москва |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А40-177621/17-120-1522 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Аэропорты Бурятии": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства воздушного транспорта: Степановой М.В. (дов. N Д-14.3/156 от 28.12.2017 г.);
рассмотрев 03 июля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Аэропорты Бурятии"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2017 г.,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2018 г.,
принятое судьями Марковой Т.Т., Суминой О.С., Кочешковой М.В.,
по делу N А40-177621/17-120-1522
по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии"
к Федеральному агентству воздушного транспорта
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ: открытым акционерным обществом "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" (далее - ОАО "Аэропорты Бурятии", общество, заявитель) в 2016 году были оказаны услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, а именно: Федеральному государственному бюджетному учреждению "Красноярский авиационно-спасательный центр МЧС России" на сумму 2 131 810,36 руб., войсковой части 3733 Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации на сумму 1 034 373,68 руб. и войсковой части 3553 Федеральной службы войск национальной гвардии на сумму 358 401,05 руб.
Общая стоимость оказанных заявителем услуг составила 3 524 585,09 руб.
В этой связи ОАО "Аэропорты Бурятии" обратилось в Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - Росавиация) с заявлением от 18 апреля 2017 г. за N исх. N 1.12-140 о предоставлении субсидии за 2016 год в размере 3 524 585,09 руб.
Заявление и приложенные к нему документы доставлены в Росавиацию 26 апреля 2017 г., что подтверждается накладной Major Express N 12 2679 3006, распечаткой с официального сайта указанной службы экспресс-доставки о состоянии доставки, что подтверждает факт обращения за получением субсидии в срок, установленный пунктом 7 Правил предоставления субсидий.
Письмом от 15 июня 2017 г. N Исх-13252/13 Федеральное агентство воздушного транспорта уведомило ОАО "Аэропорты Бурятии" об отказе в предоставлении субсидии, в связи с тем, что 13 марта 2017 г. исчерпаны лимиты бюджетных обязательств, доведенных до Росавиации на цели предоставления субсидий.
Считая свои права нарушенными, ОАО "Аэропорты Бурятии" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росавиации о признании незаконным решения, изложенного в письме от 15 июня 2017 г. N Исх-13252/13, в части, касающейся общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Аэропорты Бурятии" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Росавиация просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Росавиации возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ОАО "Аэропорты Бурятии" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Росавиации, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, предусмотрено, что Росавиация осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Росавиации и реализацию возложенных на Росавиацию функций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 37 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги.
Из пункта 3 Правил следует, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта на цели, указанные в пункте 1 Правил.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставление субсидий осуществляется единовременно в порядке очередности поступления от организаций заявлений о предоставлении субсидии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении субсидии основан на положениях действующего законодательства, поскольку Росавиацией были исчерпаны лимиты бюджетных ассигнований.
При этом судами установлено, что по состоянию на 01 января 2017 г. на лицевой счет Росавиации на 2017 год по коду бюджетной классификации 10704082430464370811 поступило 266 754 600 руб. (раздел 1.2. "доведенные бюджетные данные" в отчете о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств N 03951001070).
По состоянию на 13 марта 2017 г. лимит бюджетных обязательств фактически был исчерпан, все доведенные бюджетные средства распределены между заявителями, подавшими документы своевременно и в надлежащем объеме, что подтверждается реестром очередности предоставления субсидий, копией справки Межрегионального операционного управления Федерального казначейства об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств по состоянию на 01 мая 2017 г.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку не опровергают выводов судов о наличии обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении субсидии.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2018 г. по делу N А40-177621/17-120-1522 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Аэропорты Бурятии" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, предусмотрено, что Росавиация осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Росавиации и реализацию возложенных на Росавиацию функций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 37 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2018 г. N Ф05-9691/18 по делу N А40-177621/2017