г. Москва |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А40-190199/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2018.
Полный текст постановления изготовлен 24.07.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" - извещено, представитель не явился;
от Федеральной антимонопольной службы - Карпуси П.Б. (представителя по доверенности от 20.11.2017);
рассмотрев 17.07.2018 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26.12.2017,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 03.04.2018,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Бекетовой И.В., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-190199/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее также - ФАС России), выраженного в приказе от 06.09.2017 по делу N 1175/17 "О прекращении рассмотрения разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ООО "Тверская теплоснабжающая компания" и Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явилось, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
До заседания в суд от ФАС России поступил отзыв на кассационную жалобу в электронном виде, от общества - ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле с приложением копии постановления суда округа по другому делу в подтверждение обоснованности своих доводов.
В судебном заседании ФАС России заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на кассационную жалобу, представил его оригинал.
Отзыв приобщен к материалам дела, в приобщении копии постановления суда округа обществу отказано.
Представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФАС России, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу о наличии основании для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворении заявления ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.08.2016 между обществом и Администрацией Нелидовского района Тверской области (далее - администрация), действовавшей на основании решения Совета депутатов городского поселения - город Нелидово Тверской области от 14.11.2013 N 18-3 "О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения", решения Совета депутатов Нелидовского района Тверской области от 28.11.2013 N 26-5 "О принятии к осуществлению части полномочий администрации городского поселения - город Нелидово по решению вопросов местного значения на 2014-2018 годы", соглашения от 19.12.2013 о передаче муниципальному образованию "Нелидовский район Тверской области" к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования городское поселение - город Нелидово Нелидовского района Тверской области в 2014 - 2018 гг., заключен договор аренды объектов комплекса системы теплоснабжения (далее также - договор аренды).
Приложением N 1 к договору аренды предусмотрен перечень объектов систем теплоснабжения, горячего водоснабжения муниципальной собственности муниципального образования городского поселения - город Нелидово, передаваемых общество во временное владение и пользование.
Общество является юридическим лицом, осуществлявшим поставку тепловой энергии с 01.01.2017 в городе Нелидово Нелидовского района Тверской области" (город Нелидово) и Нелидовском сельском поселении Нелидовского района Тверской области (Нелидовское сельское поселение).
Приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - управление) от 19.12.2016 N 364-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей муниципального образования Тверской области "Нелидовский район" на 2017 год теплоснабжающим организациям для потребителей муниципального образования Тверской области "Нелидовский район" установлены тарифы для общества на 2017 год согласно приложениям N 1, 2, 3.
Не согласившись с данными тарифами, общество обратилось в ФАС России с заявлением от 02.02.2017 N АУ-22 о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Письмом 08.02.2017 ФАС России сообщила обществу об оставлении заявления без движения.
В связи с устранением несоответствий заявления ФАС России письмом от 28.03.2017 N СП/19818/17 сообщила обществу о принятии заявления общества к рассмотрению.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений ФАС России письмом от 28.06.2017 N СП/43790/17 запросила у общества копию бухгалтерской отчетности за 2016 год; подробные пояснения, каким образом на предприятии осуществляется раздельный учет доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, с приложением учетной политики с ее неотъемлемыми приложениями; смету фактически понесенных расходов в 2016 году по указанным в заявлении о разногласиях статьям.
ФАС России приняла решение от 29.06.2017 N СП/44325/17 о приостановлении рассмотрения заявления общества о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между обществом и управлением (peг. от 02.02.2017 N 15912/17) до получения запрошенных сведений.
На основании постановлений администрации от 24.05.2017 N 382-па "О передаче объектов имущественного комплекса системы теплоснабжения, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городское поселение - город Нелидово Нелидовского района Тверской области в муниципальную собственность муниципального образования "Нелидовский район" Тверской области", от 07.06.2017 N 445-па "О передаче муниципального имущества муниципального образования "Нелидовский район" Тверской области", имущество, перечисленное в приложении N 1 к постановлению Администрации Нелидовского района Тверской области от 07.06.2017 N 445-па, а также названного соглашения, имущество, переданное обществу на основании договора аренды во временное владение и пользование, было закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Горводоканал".
Решением ФАС России, содержащимся в приказе от 06.09.2017 по делу N 1175/17, рассмотрение разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между обществом и управлением прекращено со ссылкой на прекращение обществом регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения на основании постановления Администрации Нелидовского района Тверской области от 07.06.2017 N 445-па "О передаче муниципального имущества муниципального образования "Нелидовский район" Тверской области".
Не согласившись с ФАС России, общество оспорило данное решение в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на то, что общество не представило доказательств нарушения оспариваемым решением ФАС России его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При таких обстоятельствах, по мнению суда, избранный обществом способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес общества к принятому решению ФАС России имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов общества, устранение которой возможно в случае удовлетворения его заявления.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, апелляционный суд указал на непредставление обществом доказательств нарушения прав оспариваемым приказом. Также, по мнению апелляционного суда, ФАС России правомерно прекратила рассмотрение разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между обществом и управлением - в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674 (далее также - Правила рассмотрения разногласий, Правила).
Между тем суды первой и апелляционной инстанции не учли следующее.
В соответствии с пунктом 18 названных Правил, действовавших в период спорных отношений, рассмотрение разногласий может быть прекращено до вынесения решения в случае:
а) ликвидации юридического лица или смерти физического лица - заявителя;
б) направления сторонами в Федеральную антимонопольную службу заявления о достижении ими согласия;
в) отзыва заявления заявителем;
г) выявления в ходе рассмотрения разногласий, в том числе по результатам проведения экспертизы, обстоятельств, свидетельствующих о том, что рассмотрение вопросов, содержащихся в заявлении, не относится к предмету рассмотрения разногласий;
д) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о нарушениях законодательства Российской Федерации, связанных с установлением цен (тарифов) и предметом рассмотрения разногласий;
е) принятия Федеральной антимонопольной службой решения, в котором содержатся выводы о нарушениях законодательства Российской Федерации, связанных с установлением цен (тарифов) и предметом рассмотрения разногласий.
При этом прекращение заявителем регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения в период рассмотрения ФАС России его заявления не указано в качестве основания для прекращения рассмотрения разногласий ни в этом перечне (пункт 18 Правил), ни в иных положениях Правил.
Ни апелляционный суд, признавая решение ФАС России правомерным, ни суд первой инстанции, не выявили основания, приведенные в пункте 18 Правил рассмотрения разногласий.
В решении суда первой инстанции дана ссылка на пункт 1 Правил рассмотрения разногласий, который определял порядок и сроки рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями - в отношении тарифов в сфере теплоснабжения.
Эти положения пункта 1 Правил, по сути, предусматривал, какие возникшие разногласия, по каким вопросам и между какими субъектами, могли быть приняты ФАС России к рассмотрению.
В данном случае разногласия были приняты к рассмотрению ФАС России, поскольку возникли между указанными субъектами (к которым относились общество и управление).
При этом, названные положения Правил, вопреки мнению ФАС России, не определяют прекращение заявителем регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения в период рассмотрения ФАС России его заявления в качестве основания для прекращения рассмотрения разногласий.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С утверждением апелляционного суда о непредставлении обществом доказательств нарушения прав оспариваемым решением ФАС России согласиться нельзя.
Общество в заявлении, поданном в суд первой инстанции, и в апелляционной жалобе, поданной в апелляционный суд, равно как и в кассационной жалобе, заявило о том, что оспариваемое решение ФАС России о прекращении рассмотрения разногласий свидетельствует об отсутствии возможности получения результата рассмотрения разногласий, возникших между обществом и управлением. При этом, по доводам общества, с 02.02.2017 и до 15.09.2017 вынуждено было определять денежные обязательства своих потребителей за поставку тепловой энергии исходя из экономически необоснованного тарифа, установленного управлением. Обращение общества в ФАС России 02.02.2017 состоялось в период осуществления регулируемой деятельности и основывалось на разногласиях по тарифам на тепловую энергию с момента их действия - 01.01.2017.
Указание судов о том, что избранный обществом способ защиты не приведет к восстановлению его прав также основано на предположениях и дано без учета доводов общества о том, что прекращение договора аренды объектов теплоснабжения не прекращает обязательств потребителей перед обществом по оплате тепловой энергии, потребленной с 01.01.2017, и обязательств иных лиц, возникших в связи с применением тарифов на тепловую энергию с 01.01.2017, о том, что требования по исполнению данных обязательств могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.
При этом в соответствии с пунктом 21 Правил решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, подлежит исполнению в течение одного месяца со дня его принятия, если в решении не указан иной срок, а согласно пункту 22 Правил решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Поэтому в случае рассмотрения ФАС России упомянутых разногласий не исключалась бы возможность признания необоснованными тарифов, установленных для общества управлением, либо реализация обществом права оспорить результат рассмотрения разногласий в судебном порядке, что предоставило бы обществу возможность дальнейшего отстаивания его прав и законных интересов, избирая способы защиты, предоставленные ему законом.
Ввиду того, что оспариваемое решение ФАС России нельзя признать основанным на законе, нарушает законные права и интересы общества, суд округа приходит к выводу о том, что заявление общества подлежало удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Между тем общество не заявляло о необходимости возложения на ФАС России какой-либо обязанности в соответствии с приведенными положениями АПК РФ.
Кроме того, суд округа принимает во внимание, что признание незаконным решения ФАС России о прекращении рассмотрения разногласий между обществом и управлением по заявлению общества 02.02.2017 N АУ-22 означает отпадение соответствующего основания у ФАС России для не рассмотрения данного заявления общества (принятого к рассмотрению, о чем ФАС России, как установил суд первой инстанции, сообщила обществу письмом от 28.03.2017 N СП/19818/17) с соответствующими последствиями.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
По настоящему делу суды первой и апелляционной инстанций установили все фактические обстоятельства дела, однако неправильно применили нормы права и сделали выводы, не основанные на данных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем суд округа считает возможным в данном случае, отменяя решение и постановление судов, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 по делу N А40-190199/2017 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" удовлетворить: решение Федеральной антимонопольной службы о прекращении рассмотрения разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между обществом с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" и Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области" (рег. N 159912/17 от 02.02.2017), выраженное в приказе от 06.09.2017 по делу N1175/17, признать незаконным.
Взыскать с Федеральной антимонопольной службы (ОГРН 1047796269663 ИНН 7703516539) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1056900127536; ИНН 6901084399) 6000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1056900127536; ИНН 6901084399) из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины излишне перечисленной в бюджет платежными поручениями от 09.01.2018 N 1 и от 04.05.2018 N 276 при подаче апелляционной и кассационной жалоб по делу N А40-190199/2017.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.