г. Москва |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А41-97943/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2018.
Полный текст постановления изготовлен 30.07.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещен, представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 24.07.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19.01.2018,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 15.05.2018,
принято судьями Семушкиной В.Н., Коноваловым С.А., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-97943/2017
о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0040305:82.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.01.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе управление просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления.
Администрация и управление, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией и гражданином был заключен договор аренды земли от 15.05.2003 N 14, в соответствии с которым во временное владение и пользование физическому лицу предоставлялся земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0040305:0082 (позднее - 50:20:0040305:82), расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Лайково, участок N 6-а, для ведения огородничества.
Соглашением от 30.07.2009 права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 15.05.2003 N 14 переданы муниципальному образованию "Одинцовский муниципальный район Московской области".
Позднее дополнительным соглашением от 16.01.2015 к договору аренды земельного участка от 15.05.2003 N 14 был присвоен новый учетный номер N 6022.
В дальнейшем комитету стало известно о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0040305:82.
Согласно акту обследования данного земельного участка от 11.10.2017 на нем расположены грядки и кустарники.
Полагая, что оснований возникновения права собственности Российской Федерации на данный земельный участок не имелось, комитет обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к управлению, в котором просил признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на этот земельный участок.
Признавая заявление комитета подлежащим удовлетворению, суды, руководствуясь положениями статей 12, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 16 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", позицией изложенной в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 N 132-О, установили, что спорный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отнесения этого земельного участка к разграниченной государственной собственности, а также исходили из полномочий муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" на распоряжение этим участком как участком неразграниченной государственной собственности.
Дополнительно суды указали на отсутствие в данном случае оснований для применения исковой давности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм права отклоняются как основанные на неверном толковании этих норм.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.01.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 по делу N А41-97943/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Каменская О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая заявление комитета подлежащим удовлетворению, суды, руководствуясь положениями статей 12, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 16 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", позицией изложенной в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 N 132-О, установили, что спорный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отнесения этого земельного участка к разграниченной государственной собственности, а также исходили из полномочий муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" на распоряжение этим участком как участком неразграниченной государственной собственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2018 г. N Ф05-10530/18 по делу N А41-97943/2017