г. Москва |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А40-219500/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи: Буяновой Н.В.,
судей: Каменской О.В., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца ТСЖ "Каширка 16": Муратова Т.Г. (по доверенности от 10.08.2017);
от ответчика ГУ МЧС России по городу Москве:Доценко А.В. (по доверенности от 10.01.2018);
рассмотрев 24 июля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Каширка 16"
на решение от 06 февраля 2018 года,
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление от 18 апреля 2018 года,
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Румянцевым П.В., Чеботаревой И.А., Свиридовым В.А.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Каширка 16"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве
об оспаривании предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Каширка 16" (далее - ТСЖ "Каширка 16") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (далее - ГУ МЧС России по Москве) о признании недействительным п. 1 предписания от 06.09.2017 N 119/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 решение Арбитражного суда г. Москве от 06.02.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, ТСЖ "Каширка 16" подало кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить в связи с неприменением пункта 4.1.1 Свода Правил СП 10.13.130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 180, в соответствии с которым для жилых зданий при числе этажей до 12 устройство внутреннего противопожарного водопровода не требуется. Податель жалобы указывает на то, что поскольку многоквартирный дом по адресу: г.Москва, Каширское ш., д. 16 имеет 8 этажей, устройство в доме внутреннего противопожарного водопровода не требуется, следовательно, предписание не соответствует закону.
Представитель подателя кассационной жалобы ТСЖ "Каширка 16" поддержал жалобу в суде кассационной инстанции.
Представитель ГУ МЧС России по Москве возразил против удовлетворения кассационной жалобы, указал на то, что действительно в соответствии с п. 4.1.1 Свода Правил СП 10.13.130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 180, для жилых зданий при числе этажей до 12 устройство внутреннего противопожарного водопровода не требуется, однако противопожарный водопровод фактически имеется. ТСЖ "Каширка 16" не представило расчет, подтверждающий отсутствие пожарного риска, поэтому должно исполнить предписание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неприменением п. 4.1.1 Свода Правил СП 10.13.130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 180.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Вместе с тем предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
По делу установлено, что на основании распоряжения врио начальника 2-го регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Южному административному округу Главного управления МЧС России по городу Москве Балакина С.А. от 07.08.2017 г. N 119 в период с 15.08.2017 по 06.09.2017 проведена внеплановая выездная проверка жилого дома ТСЖ "Каширка 16" по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 16.
По результатам проверки старшим инспектором 2-го регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Южному административному округу Главного управления МЧС России по городу Москве Доценко А.В. составлен акт проверки от 06.09.2017 N 119 и вынесено предписание от 06.09.2017 г. N119/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В пункте 1 предписания указано на то, что в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода. Срок устранения нарушений - до 01.05.2018.
Не согласившись с пунктом 1 оспариваемого предписания, ТСЖ "Каширка 16" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы.
В обоснование заявления ТСЖ "Каширка 16" ссылалось на отсутствие в доме внутреннего противопожарного водопровода, а также на то, что в соответствии в соответствии с п. 4.1.1 Свода Правил СП 10.13.130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 180, для жилых зданий при числе этажей до 12 устройство внутреннего противопожарного водопровода не требуется. Жилой дом, расположенный по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, дом 16 имеет 8 этажей.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании пункта 1 предписания незаконным, суд исходил из того, что наличие водопровода подтверждено документально (фототаблица, л.д. 70), в связи с чем выводы ГУ МЧС России по Москве о нарушении организацией п. 55 Правил противопожарного режима в РФ обоснованы.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно требованиям пункта 4.1.1 Свода Правил СП 10.13.130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 180 для жилых зданий при числе этажей до 12 устройство внутреннего противопожарного водопровода не требуется.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, дом 16 имеет 8 этажей, в связи с чем наличие в нем внутреннего противопожарного водопровода не обязательно. Следовательно, у ТСЖ "Каширка 16" не возникла обязанность по устройству и обеспечению исправности внутреннего противопожарного водопровода. То обстоятельство, что противопожарный водопровод фактически имеется, не может налагать на ТСЖ "Каширка 16" обязанность по обеспечению его исправности.
Непредставление ТСЖ "Каширка 16" расчета по оценке пожарного риска не имеет значения, поскольку необходимость внутреннего противопожарного водопровода связывается нормативными правилами с этажностью жилого здания.
Такой же вывод содержит вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 21 района Нагатино-Садовники г. Москвы от 05.02.2018, в котором проверялась законность аналогичного предписания, выданного другим органом (Мосжилинспекция).
В постановлении мирового судьи указано на то, что поскольку многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, дом 16 имеет 8 этажей, что подтверждается техническим паспортом на данное здание, то в соответствии с пунктом 4.1.1 Свода Правил СП 10.13.130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 180, устройство внутреннего противопожарного водопровода в доме не требуется.
Кроме того, в акте ранее проводимой проверяющим органом проверки того же дома отражен факт неисправности внутреннего противопожарного водопровода, но предписание не выдавалось, поскольку для 8-этажного жилого дома обязательность такого водопровода не предусмотрена.
Поскольку фактические обстоятельства по делу судами установлены, но неправильно применен закон, суд кассационной инстанции полагает возможным отменить судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2018 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2018 года по делу N А40-219500/2017 - отменить.
Заявление ТСЖ "Каширка 16" удовлетворить. Признать недействительным пункт 1 предписания 2-го регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Южному административному округу Главного управления МЧС России по городу Москве N 119/1/1 от 06.09.2017.
Взыскать с Главного управления МЧС России по городу Москве в пользу ТСЖ "Каширка 16" расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы в размере 1 500 руб.
Председательствующий судья |
Н.В. Буянова |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.