г. Москва |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А41-83640/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2018.
Полный текст постановления изготовлен 28.08.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещен, представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - извещено, представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Одинцовское подворье" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 21.08.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 22.12.2017,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 22.05.2018,
принято судьями Бархатовым В.Ю., Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-83640/2017
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; общество с ограниченной ответственностью "Одинцовское подворье"
о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация) и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - комитет) обратились с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030123:12, площадью 35 кв. м.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Одинцовское подворье" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.12.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе управление просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления.
Комитет, администрация, управление и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между комитетом и обществом был заключен договор аренды земли от 02.12.2002 N 1135, в соответствии с которым во временное владение и пользование обществу предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030123:12 площадью 35 кв. м., расположенный в Московской области, г. Одинцово, ул. Чикина, для размещения торгово-остановочного комплекса.
Договор аренды был зарегистрирован.
В дальнейшем комитету стало известно о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030123:12.
Полагая, что оснований возникновения права собственности Российской Федерации на данный земельный участок не имелось, комитет и администрация обратились в арбитражный суд с иском к управлению, в котором просили признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на этот земельный участок.
Признавая заявление подлежащим удовлетворению, суды, руководствуясь положениями статей 12, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 16 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", указаниями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в совместном Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установили, что спорный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отнесения этого земельного участка к разграниченной государственной собственности, а также исходили из полномочий муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" на распоряжение этим участком как участком неразграниченной государственной собственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы управления о нарушении судами норм права отклоняются как основанные на неверном толковании этих норм.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 по делу N А41-83640/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая заявление подлежащим удовлетворению, суды, руководствуясь положениями статей 12, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 16 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", указаниями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в совместном Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установили, что спорный земельный участок не обладает признаками, позволяющими отнести его к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отнесения этого земельного участка к разграниченной государственной собственности, а также исходили из полномочий муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" на распоряжение этим участком как участком неразграниченной государственной собственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 августа 2018 г. N Ф05-13624/18 по делу N А41-83640/2017