г. Москва |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А41-4603/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Ворониной Е.Ю., Кочеткова А.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явка
от ответчика: Сигунов С.А. по дов. N 59 от 29.12.2017,
рассмотрев 22 августа 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Серпуховского муниципального района Московской области
на решение от 06.03.2018
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Мироновой М.А.,
на постановление от 31.05.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Немчиновой М.А.,
в деле по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов
к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ: Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании задолженности в размере 6 469 182,09 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.03.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018, иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (региональный оператор) и Администрацией городского округа Серпухов Московской области (собственник) заключен договор от 28.01.2016 N 438 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.2.1 договора Администрация обязалась уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на основании платежных документов, представленных Фондом, в размере в соответствии с Законом Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области", в сроки и порядке согласно разделу 4 договора для внесения платы за жилые и нежилые помещения, указанные в приложении N 1 к договору, а Фонд обязался обеспечивать проведение капитального ремонта в сроки, определенные Региональной программой Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58.
В соответствии с пунктом 4.2 договора Администрация ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным, обязана оплатить взносы на капитальный ремонт на расчетный счет регионального оператора. Датой надлежащего исполнения обязательств по оплате взносов является дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункт 4.3 договора).
Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 05.09.2014 N 1370 "О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 16.05.2014 N 774" фонды капитального ремонта многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к договору, сформированы на счете регионального оператора. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2016 год установлен постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области", и составляет 8 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
При рассмотрении спора судами установлено, что Администрация обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах не исполнила. Согласно расчету истца сумма задолженности составляет 6 469 182,09 руб.
В силу постановления Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Фонд является организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, наделенной функциями регионального оператора. К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (часть 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за работы по капитальному ремонту общего имущества дома входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме, подлежащей с его стороны обязательному ежемесячному внесению.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.12.2012) порядок организации проведения капитального ремонта изменен. Исходя из совокупного толкования названных норм жилищного законодательства с учетом внесенных изменений, под взносом в данном случае надлежит понимать платеж, подлежащий перечислению в Фонд капитального ремонта.
При этом момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению такого взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 3 статьи 169, часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с пунктами 2.4.4, 3.3 договора от 28.01.2016 N 438 Фонд обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, а также обеспечивать проведение капитального ремонта общего имущества, в объеме и сроки, которые предусмотрены Региональной программой Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 и финансирование капитального ремонта за счет собранных средств собственников многоквартирного дома.
При этом, не менее чем за один месяц до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт в соответствии с региональной программой, подготовить и направить ответчику предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта. Указанные предложения направляются путем размещения информации в средствах массовой информации, в том числе на сайтах Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Фонда (пункт 2.4.5 договора).
При рассмотрении спора судами установлено, что договор от 28.01.2016 N 438 не содержит условий, предусматривающих проведение капитального ремонта за счет собственных средств Фонда. У истца отсутствует обязанность нести какие-либо расходы, связанные с содержанием общего имущества многоквартирных домов. Перечень помещений, находящихся в собственности ответчика, согласован сторонами в приложении N 1 к договору.
Фонд является некоммерческой организацией, его имущество составляют платежи собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также взносы учредителя (часть 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае прекращения права собственности на помещения, изменения расчетной площади помещений, указанных в приложении N 1 к договору, Администрация в течение 5 календарных дней с даты таких изменений извещает об этом регионального оператора, при этом стороны заключают дополнительное соглашение к договору (пункт 2.3.3 договора).
Суды установили, что сторонами заключены дополнительные соглашения о включении и исключении из перечня приложения N 1 к договору помещений в многоквартирных домах, принадлежащих на праве собственности Администрации. Со стороны ответчика договор и дополнительные соглашения подписаны без разногласий.
Оценив и исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку факт наличия спорной задолженности подтвержден представленными в дело доказательствами, тогда как документы, подтверждающие погашение ответчиком задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с октября 2016 года по декабрь 2016 года последним не представлены.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает удовлетворение исковых требований по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном их толковании и понимании.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.03.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 по делу N А41-4603/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.