город Москва |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А40-26333/18-93-207 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.И., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Люберецкий ГОК": Тигай В.А. - ген.директора (протокол N 4/06 от 26.06.2017 г., приказ N 76 от 27.06.2017 г.), Давдериани А.С. (дов. от 21.05.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента Росприроднадзора по ЦФО: Рыбакова Р.И. (дов. N 57 от 12.02.2018 г.);
рассмотрев 05 сентября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Люберецкий ГОК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2018 г.,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2018 г.,
принятое судьями Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е., Суминой О.С.,
по делу N А40-26333/18-93-207
по заявлению открытого акционерного общества "Люберецкий горнообогатительный комбинат" (140054, Московская область, г. Котельники, Карьерная, д. 13)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 39 "А")
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ: на основании обращения гражданина Земцова А.А., поступившего из Министерства экологии и природопользования Московской области (исх. N 24ТО-19323 от 02 ноября 2017 г., вх. N 27/3-5123 от 16 ноября 2017 г.), по вопросу законности добычи кварцевых песков на земельном участке у карьера "Земснаряд", расположенного в г. Дзержинский Московской области, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО) вынесен приказ от 12 декабря 2017 г. N 2825-пр о проведении внеплановой выездной проверки в отношении открытого акционерного общества "Люберецкий горнообогатительный комбинат" (далее - ОАО "Люберецкий ГОК", общество, заявитель), который был согласован с прокуратурой Московской области на основании решения от 13 декабря 2017 г. N /5-4831-2017.
Согласно указанному приказу от 12 декабря 2017 г. N 2825-пр проверка проведена с целью установления фактов нарушения ОАО "Люберецкий ГОК" требований Закона Российской Федерации от 21 декабря 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОАО "Люберецкий ГОК" 25 декабря 2017 г. в 10 час. 00 мин. по адресу: Московская область, г. Дзержинский, карьер Земснаряд, Департаментом были установлены следующие обстоятельства.
На вышеуказанной территории располагается объект ОАО "Люберецкий ГОК" - обводненный песчаный карьер, обществом получена лицензия на пользование недрами МСК 06080 ТЭ от 25 ноября 2015 г., сроком действия до 25 ноября 2040 г. с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча кварцевых песков формовочных на участке Западный Люберецкого месторождения Люберецкого района Московской области.
На момент проведения проверки работы по добыче полезных ископаемых (песчаного грунта) не проводились.
По мере необходимости ОАО "Люберецкий ГОК" осуществляет вывоз песчаного грунта с площадки, расположенной в непосредственной близости от объекта "Горнолыжный учебный склон", для дальнейшей переработки.
Песчаный грунт ОАО "Люберецкий ГОК" был перемещен ранее с участка недр "Ново-Котельниковский" (данный участок недр предоставлен на основании лицензии на пользование недрами МСК 09308 ТЭ от 14 мая 2002 г., сроком действия до 01 января 2025 г. с целевым назначением и видами работ: добыча формовочных песков на Ново-Котельниковском участке Люберецкого месторождения и использование их по назначению в 0,75 км на юг от пос. Котельники в Люберецком районе Московской области) согласно проекту перемещения формовочных песков с Ново-Котельниковского участка Люберецкого месторождения, расположенного в Люберецком районе Московской области ОАО "Люберецкий ГОК" и складирования его во внешнем отвале для дальнейшего использования по назначению, получившего положительное заключение экспертизы промышленной безопасности. Объект "Горнолыжный учебный склон", расположенный в непосредственной близости от места складирования песчаного грунта ОАО "Люберецкий ГОК" принадлежит ООО "Экстрим-Парк".
Земельный участок с кадастровым номером 50:64:0020102:7), на котором располагается объект "Горнолыжный учебный склон", согласно информации, размещенной на общедоступном интернет-портале "публичная кадастровая карта" отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под размещение горнолыжного комплекса".
Согласно договору возмездного оказания услуг N АТ/10/17 от 11 октября 2017 г. ОАО Люберецкий ГОК" предоставлял ООО "Экстрим-Парк" услуги по использованию строительной техники для производства необходимых работ на объекте "Горнолыжный учебный склон".
Таким образом, ООО "Экстрим-Парк" при помощи арендованной у ОАО "Люберецкий ГОК" строительной техники ранее проводило работы по планировке и благоустройству лыжной трассы.
Вместе с тем, в результате проведения проверки были выявлены нарушения условий лицензии МСК 6080 ТЭ от 25 ноября 2015 г. на пользование недрами, а именно: не уплачиваются регулярные платежи за пользование недрами.
На основании полученных данных 25 декабря 2017 г. в отношении ОАО "Люберецкий ГОК" составлен протокол об административном правонарушении N 12-33/2331, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 29 января 2018 г. по делу об административном правонарушении N 12-35/102 ОАО "Люберецкий ГОК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 301 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "Люберецкий ГОК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Люберецкий ГОК" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты при неправильном применении норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент Росприроднадзора по ЦФО просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представителем ОАО "Люберецкий ГОК" заявлено ходатайство об истребовании у Прокуратуры Московской области или Департамента Росприроднадзора по ЦФО "Мотивированное представление" с исходящим номером N 15/1094 от 12 декабря 2017 г., и в этой связи об отложении рассмотрения кассационной жалобы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции определил: в удовлетворении заявленного ходатайства отказать, поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность суда кассационной инстанции собирать и исследовать дополнительные доказательства.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Люберецкий ГОК" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 11 Закона о недрах и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (лицензионное соглашение). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).
Согласно Закону о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Частью 4 статьи 43 Закона о недрах предусмотрено, что регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Закона о недрах пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.
Система платежей при пользовании недрами предусмотрена статьей 39 Закона о недрах, на основании которой при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Действия, связанные с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ОАО "Люберецкий ГОК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При этом судами установлено, что согласно пункту 6.2.2 условий лицензии на право пользования недрами МСК 06080 ТЭ (приложение N 1 к лицензии МСК 06080 ТЭ) пользователь недр обязан уплачивать регулярные платежи за пользование недрами: в целях разведки полезных ископаемых (за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов, удостоверенных горноотводными актами).
При этом в указанной в пункте 6.2.2 таблице установлены ставки платежей за 1 год, 2 год и 3 год действия лицензии.
Отклоняя доводы общества о том, что оно не приступило к использованию недр, суды правомерно указали, что общество обязано уплачивать регулярные платежи за пользование недрами независимо от того, приступило оно к пользованию ими или нет.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Вина ОАО "Люберецкий ГОК" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о недрах, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом действующего законодательства материалы дела не содержат.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2018 г. по делу N А40-26333/18-93-207 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Люберецкий ГОК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.