город Москва |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А41-47584/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца: Амилаева Г.Н., доверенность от 02.04.2018;
от ответчиков: от Комитета лесного хозяйства Московской области: Чепуркова Е.С., доверенность от 14.12.2017; от Рослесхоза, ТУ Росимущества в Московской области: представители не явились, извещены;
от третьих лиц: от ГКУ МО "Мособллес": Чепуркова Е.С., доверенность от 29.09.2017; от Управления Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ООО "ВИТА ФЛОР", Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области: представители не явились, извещены;
рассмотрев 06 сентября 2018 года в судебном заседании кассационные жалобы
ответчиков - Рослесхоза, Комитета лесного хозяйства Московской области и третьего лица - ГКУ МО "Мособллес"
на решение от 26 февраля 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 04 июля 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-47584/17
по иску ООО "Агро-Центр"
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации в части наложения лесных участков
к Рослесхозу, Комитету лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ГКУ МО "Мособллес", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ООО "ВИТА ФЛОР", Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агро-Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Рослесхозу, Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), ТУ Росимущества в Московской области (далее - управление) с требованиями:
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации в части наложения лесных участков квартала 22 Клинского лесничества - Клинского сельского лесничества (Солнечногорского муниципального района, Московской области) и Клинского лесничества Поварского участкового лесничества, квартал 42 (Солнечногорского муниципального района, Московской области) в трех контурах площадью наложения 56.732,41 кв.м, на земельный участок с кадастровым N 50:09:0020328:0030, принадлежащий ООО "Агро-Центр", площадью 92.066 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленного назначения), разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, вблизи д. Радумля;
о признании недействительными сведений государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду части земельного участка общества с кадастровым номером 50:09:0020328:0030, площадью 92.066 кв.м, расположенной по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, вблизи д. Радумля;
об обязании комитета исключить из государственного лесного реестра сведения об отнесении к лесному фонду части земельного участка общества с кадастровым номером 50:09:0020328:0030, площадью 92.066 кв.м, расположенной по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, вблизи д. Радумля.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ГКУ МО "Мособллес", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ООО "ВИТА ФЛОР" и Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано отсутствующим право собственности Российской Федерации в части наложения лесных участков квартала 22 Клинского лесничества - Клинского сельского лесничества (Солнечногорского муниципального района, Московской области) и Клинского лесничества Поварского участкового лесничества, квартал 42 (Солнечногорского муниципального района, Московской области) в трех контурах площадью наложения 56.732,41 кв.м, на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020328:0030, принадлежащий ООО "Агро-Центр", площадью 92.066 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленного назначения), разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, вблизи д. Радумля, в указанных в резолютивной части решения поворотных точках.
Признаны недействительными сведения государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду части земельного участка ООО "Агро-Центр" с кадастровым номером 50:09:0020328:0030, площадью 92.066 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, вблизи д. Радумля, в указанных в резолютивной части решения поворотных точках.
ООО "Агро-Центр" в части требований, заявленных к Комитету лесного хозяйства Московской области и Федеральному агентству лесного хозяйства, отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Рослесхоз, Комитет лесного хозяйства Московской области и ГКУ МО "Мособллес" обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчики - Рослесхоз, ТУ Росимущества в Московской области и третьи лица - Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ООО "ВИТА ФЛОР", Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика - Комитета лесного хозяйства Московской области и третьего лица - ГКУ МО "Мособллес" поддержал доводы кассационных жалоб.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020328:0030, площадью 92.066 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленного назначения), разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, вблизи д. Радумля, что подтверждается свидетельством от 01.02.2016.
Согласно акту приема-передачи имущества от 01.12.2003 ЗАО "Агроплеменная фирма "Искра" передала принадлежащий ей на праве собственности земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 2.127,96 га, истцу ООО "Агро-Центр".
На основании данного акта истцу выдано свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2004 на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020328:30.
Постановлением Правительства Московской области от 20.10.2015 N 965/39 "О переводе из одной категории в другую земельного участка, расположенного в Солнечногорском муниципальном районе", земельный участок переведен из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
ООО "Агро-Центр" обратилось в адрес Главы Солнечногорского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В процессе рассмотрения заявления истцу стало известно о том, что земельный участок имеет наложения на земли лесного фонда.
В частности, по данным комитета (письмо от 25.01.2016 N Исх771/27-08), земельный участок имеет наложения на земли лесного фонда Клинского лесничества, Клинского сельского участкового лесничества (Солнечногорский муниципальный район), квартал 22 и Клинского лесничества Поварского участкового лесничества, квартал 42. Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок подтверждается свидетельством от 30.04.2009.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что материалами дела подтверждено наложение земельного участка истца на земли лесного фонда.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными в силу следующего.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Пунктом 52 Постановления N 10/22 предусмотрено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесных участках и об их границах (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2.1, 2.2 приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" предусмотрено, что документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр; акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра; акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Основанием для внесения документированной информации в акты являются, в том числе, судебные акты.
Комитетом представлены справки о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080304:1 с землями лесного фонда.
На основании установленных фактических обстоятельств дела, суды пришли к правомерному выводу о том, что требование о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации является в данном случае надлежащим способом защиты нарушенных прав истца, поскольку иных способов защиты не имеется (пункт 52 Постановления N 10/22).
В целях установления, имеется ли наложение земельного участка истца на земли лесного фонда, по ходатайству истца определением от 18.09.2017 судом первой инстанции назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Проведение экспертизы поручено индивидуальному предпринимателю Роговой М.В. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос:
- установить имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020328:30 на границы лесного участка Клинского лесничества Клинского сельского участкового лесничества (Солнечногорского муниципального района) квартал 22 и Клинского лесничества Поваровского участкового лесничества квартал 42;
- если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала. Также установить площадь границы земельного участка 50:09:0020328:30 за вычетом площади наложения.
Согласно выводам эксперта наложение границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020328:30 на границы Клинского лесничества Поваровского участкового лесничества квартал 42 отсутствуют.
Наложение лесных участков квартала 22 Клинского лесничества - Клинского сельского лесничества (Солнечногорского муниципального района) с границами земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020328:30 имеется в трех контурах площадью 36.300 кв.м, 7.738 кв.м, 12.154 кв.м соответственно и являются частями земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020328:30, не исключенными из него. Площадь земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020328:30 без лесных участков равна 35.874 кв.м.
Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признано судами первой и апелляционной инстанций надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Таким образом, суды установили, что экспертным заключением подтверждено наложение земельного участка истца на земли лесного фонда.
Земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020328:0030 поставлен на кадастровый учет 01.03.2004.
На тот момент его площадь составляла 100.000 кв.м, что отражено в свидетельстве от 07.10.2004.
При проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, его площадь уменьшилась и составила 92.066 кв.м.
Судами установлено что, согласно материалам землеустроительного дела, границы были согласованы смежными землепользователями, в том числе и Федеральным агентством лесного хозяйства в лице ФГУ "Солнечногорское опытное лесное хозяйство". Каких-либо претензий в части наложения участка на земли лесного фонда представлено не было.
Более того, лесной участок, расположенный в квартале квартала 22 Клинского лесничества - Клинского сельского лесничества (Солнечногорского муниципального района, Московской области) и Клинского лесничества Поварского участкового лесничества, квартал 42 (Солнечногорского муниципального района, Московской области) на государственный кадастровый учет не поставлен.
Документов, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда, не имеется.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
В частности, указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: - расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; - земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:24:0050224:316 зарегистрировано за истцом в 2004 году, в связи с чем в силу указанных выше норм он не может быть отнесен к землям лесного фонда.
Таким образом, в силу Федерального закона N 280-ФЗ, категория земель в рассматриваемом случае определяется исходя из данных, внесенных в ЕГРН. Из выписок из ЕГРН следует, что спорные участки отнесены к землям промышленного назначения, а не землям лесного фонда.
Учитывая наложение земельных участков, установленное экспертизой и дополнительной экспертизой, проведенной в рамках настоящего дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что право истца на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020328:0030 нарушено.
Таким образом, поскольку экспертным заключением подтвержден факт отсутствия пересечения с границами лесного фонда, суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2018 года по делу N А41-47584/17 оставить без изменения, кассационные жалобы Рослесхоза, Комитета лесного хозяйства Московской области и ГКУ МО "Мособллес" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:24:0050224:316 зарегистрировано за истцом в 2004 году, в связи с чем в силу указанных выше норм он не может быть отнесен к землям лесного фонда.
Таким образом, в силу Федерального закона N 280-ФЗ, категория земель в рассматриваемом случае определяется исходя из данных, внесенных в ЕГРН. Из выписок из ЕГРН следует, что спорные участки отнесены к землям промышленного назначения, а не землям лесного фонда."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 сентября 2018 г. N Ф05-14614/18 по делу N А41-47584/2017