город Москва |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А40-19028/16-155-156 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Альянс": Кошкелян Л.Х. (дов. N 3 от 15.05.2018 г.), Яломы Н.А. (дов. от 15.11.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) АО "Мосстроймеханизация-5": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Егорова Е.В. (дов. N 33-Д-798/18 от 16.08.2018 г.);
от третьего лица ООО "Бел-Авуар-Инвест": не явились, извещены;
рассмотрев 13 сентября 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2018 г.,
принятое судьей Прижбиловым С.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2018 г.,
принятое судьями Проценко А.И., Савенковым О.В., Валюшкиной В.В.,
по делу N А40-19028/16-155-156
по иску акционерного общества "Альянс" (ОГРН 1077763543616; г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 27А)
к акционерному обществу "Мосстроймеханизация-5" (ОГРН 1027700092090; 129090, г. Москва, ул. Мещанская, д. 22), Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; г. Москва, 1-ый Красногвардейский проезд, д. 21, стр. 1)
об установлении частного сервитута,
третье лицо: ООО "Бел-Авуар-Инвест",
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Альянс" (далее - АО "Альянс", общество, истец) является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 27 А, с кадастровым номером 77:02:0007003:66.
Указанный земельный участок предоставлен истцу на основании договора долгосрочной аренды N М-02-018908 от 25 сентября 2002 г., который зарегистрирован в установленном порядке (запись государственной регистрации от 26 декабря 2002 г. N рег.77-01/05-593/2002-11836).
На указанном земельном участке расположены строения, принадлежащие на праве собственности АО "Альянс" (N 9, 21, 25, 43), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, N 77 АС 512812 от 18 августа 2015 г., N 77 АС 512285 от 20 августа 2015 г., N 77 АС 512286 от 20 августа 2015 г., N 77 АС 512287 от 20 августа 2015 г., N 77 АС 512284 от 20 августа 2015 г.
Смежный земельный участок с кадастровым номером 77:02:0007003:40 принадлежит акционерному обществу "Мосстроймеханизация-5" (далее - АО "Мосстроймеханизация - 5", ответчик) на основании договора долгосрочной аренды земельного участка от 24 декабря 1996 г. (регистрационный N 77-01/05-593/2002-12043).
Другой смежный земельный участок с кадастровым номером 77:02:0007003:51 является собственностью города Москвы.
АО "Мосстроймеханизация-5" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Бел-Авуар-Инвест" (далее - ООО "Бел-Авуар-Инвест") договор аренды в отношении указанного земельного участка.
Подъездной путь к зданиям, принадлежащим на праве собственности АО "Альянс" и расположенным на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0007003:66, пролегает через земельный участок с кадастровым номером 77:02:0007003:40 и с кадастровым номером 77:02:0007003:51.
В октябре 2015 года в адрес АО "Альянс" поступило требование ООО "Бел-Авуар-Инвест" о ежемесячной оплате за проезд сотрудников и арендаторов в размере 300 000 руб.
Требование было мотивировано тем, что на территории земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:40 был установлен контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом.
В связи с тем, что ООО "Бел-Авуар-Инвест" был прекращен проход и проезд к строениям, принадлежащим АО "Альянс" по существующему проезду, АО "Альянс" пыталось урегулировать сложившуюся ситуацию путем направления письменных обращений на имя генерального директора, а также была проведена встреча с представителями компании.
При этом ООО "Бел-Авуар-Инвест" не было предоставлено документов, подтверждающих право взимания денежных средств, и не был обоснован размер взимаемых денежных средств.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, АО "Альянс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "Мосстроймеханизация-5" об установлении частного сервитута в виде предоставления истцу права проезда через земельный участок по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 27А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы и ООО "Бел-Авуар-Инвест".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2016 г. назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО "Агентство судебных экспертов", эксперту Барышникову Р.В.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
- определить возможные пути проезда и прохода к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0007003:66, иные, чем проход и проезд через земельный участок с кадастровым номером 77:02:0007003:40;
- возможно ли использование земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:66 и расположенных на нем объектов недвижимого имущества без установления сервитута на часть земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Алтуфьевское шоссе, 27А, кадастровый номер 77:02:0007003:40;
- если использование земельного участка без установления сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:40 невозможно, разработать наименее обременительный вариант сервитута (с указанием координат обременяемой части земельного участка, площади сервитута и установлением его границ) с учетом существующих проходов (проездов) и соблюдением требований законодательства РФ, в т.ч. СНиП и иных норм;
- определить стоимость пользования частным сервитутом на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0007003:40 с целью установления возможности обеспечения доступа (в виде проезда) к земельному участку с кадастровым номером 77:02:0007003:66.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2017 г. Департамент городского имущества города Москвы привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
В связи с выводами, изложенными в заключении эксперта, истцом были уточнены исковые требования, которые приняты судом к рассмотрению в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: установить за АО "Альянс" право ограниченного пользования (сервитут) - право повседневного, круглосуточного проезда, прохода сотрудников, посетителей, арендаторов и субарендаторов АО "Альянс" к земельному участку с кадастровым N 77:02:0007003:66, расположенном по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 27А, стр. 9, через часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:40, принадлежащему АО "Мосстроймеханизация-5" на основании долгосрочной аренды земельного участка регистрационный N 77-01/05-593/2002-12043, дата регистрации 11 декабря 2002 г., со сроком до 26 мая 2045 г., с указанием координат сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:40, площадью 280 кв.м, согласно варианту N 1 приложения N 1 к экспертному заключению ООО "Агентство судебных экспертов" N 191 от 15 февраля 2017 г. в определенных поворотных точках; установить порядок оплаты АО "Альянс" за право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) с кадастровым номером 77:02:0007003:40 в размере 44 906,92 руб. в год; установить за АО "Альянс" право ограниченного пользования (сервитут), а именно: право повседневного, круглосуточного проезда, прохода сотрудников, посетителей, арендаторов и субарендаторов АО "Альянс" к земельному участку с кадастровым N 77:02:0007003:66, расположенном по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 27А, стр. 9, через часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:51, принадлежащему Департаменту городского имущества города Москвы на основании права собственности, со сроком до 26 мая 2045 г., с указанием координат сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:51, площадью 305 кв.м, согласно варианту N 1 приложения N 1 к экспертному заключению ООО "Агентство судебных экспертов" N 191 от 15 февраля 2017 г. в определенных поворотных точках; установить порядок оплаты АО "Альянс" за право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) с кадастровым номером 77:02:0007003:51 в размере 49 048,11 руб. в год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2018 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что Департамент не является надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре, поскольку истец к нему не обращался с требованиями об установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером N 77:02:0007003:51. Также указывает на то, что данное обстоятельство повлекло необоснованное отнесение судебных расходов на Департамент, в действиях которого отсутствует нарушение прав и законных интересов истца.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Альянс" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "Альянс" возражал против ее удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно статье 277 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.
При этом, как прямо предусмотрено абзацем вторым пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, сервитут может устанавливаться для обеспечения нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о необходимости установления сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0007003:40, 77:02:0007003:51.
На основании выводов, изложенных в заключении эксперта, судами определены порядок пользования указанными земельными участками, координаты поворотных точек, срок, на который установлен сервитут, а также плата за право ограниченного пользования земельными участками 77:02:0007003:40, 77:02:0007003:51.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Каких-либо доводов по указанным обстоятельствам кассационная жалоба не содержит.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы указывает на отсутствие у истца права на иск об установлении сервитута, поскольку между сторонами не имеется спора, а также на то, что Департамент городского имущества города Москвы является ненадлежащим ответчиком в части требований АО "Альянс" об установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:40, в связи с чем при удовлетворении данного требования судом на него не подлежали отнесению судебные расходы.
Приведенные доводы не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку Департамент городского имущества города Москвы привлечен к участию в деле в качестве соответчика по требованию об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:51.
Департамент городского имущества города Москвы был привлечен к участию в деле после принятия иска судом к рассмотрению и участвовал в его рассмотрении. Каких-либо ходатайств о возможности разрешении спора мирным путем Департаментом городского имущества города Москвы заявлено не было.
Судебные расходы распределены судом в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отклоняя приведенный довод, суд кассационной инстанции также отмечает, что положениями пункта 3 статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлен досудебный порядок урегулирования споров об установлении сервитута.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2018 г. по делу N А40-19028/16-155-156 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.