город Москва |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А41-8682/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Куралесов А.А., доверенность от 22.05.2018;
от заинтересованного лица: Крюков Д.А., доверенность от 16.10.2017;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 11 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Госжилинспекции Московской области
на решение от 05 апреля 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Обарчуком А.А.,
на постановление от 09 июля 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-8682/18
по заявлению ПАО "Мосэнергосбыт"
об оспаривании предписания
к Госжилинспекции Московской области,
третье лицо: МУП г.о. Подольск "Служба единого заказчика",
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Мосэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 26.01.2018 N 080Г/09-4237-27-9-2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП г.о. Подольск "Служба единого заказчика".
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 апреля 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Госжилинспекция Московской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 26.01.2018 на основании распоряжения от 22.12.2017 N 08ОГ/09-4237-27-9-2017 проведена внеплановая проверка деятельности общества на предмет соответствия законодательству Российской Федерации при оказании услуг энергоснабжения жителю многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Подольск, мкрн. Климовск, проспект 50 лет Октября, д. 22.
В ходе проверки выявлено нарушение заявителем подпункта "д" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), а именно:
- общество осуществляет начисление платы за электроэнергию, выставление платежных документов собственникам (пользователям) жилых помещений в многоквартирном доме в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
По результатам проверки в адрес заявителя выдано предписание от 26.01.2018 N 08ОГ/09-4237-27-9-2017, которым обществу указано на необходимость в срок до 14.03.2018 сторнировать начисленную плату за электроэнергию с 15 августа по декабрь 2017 года и произвести перерасчет.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут;
г) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных частью 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, - до отказа одной из сторон от исполнения договора;
д) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме - в случае принятия такими собственниками решения, предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ;
е) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор о приобретении управляющей организацией, товариществом или кооперативом коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, - до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемом случае общество оказывает жителям спорного многоквартирного дома коммунальную услугу в виде электроснабжения, за что взимает плату путем направления им соответствующих платежных документов.
Данный порядок начисления платы за электроэнергию установлен действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем, не требует выполнения каких-либо перерасчетов за период с 15 августа по декабрь 2017 года.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
В силу пункта 30 Правил предоставления коммунальных услуг, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 правил.
Из пункта 14 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Из буквального толкования данных норм правил предоставления коммунальных услуг следует, что если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация (ПАО "Мосэнергосбыт") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике)).
Статьей 39 Закона об электроэнергетике установлено, что договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.
В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме.
При выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения, в силу статьи 39 Закона об электроэнергетике, статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку договор энергоснабжения на спорный многоквартирный жилой дом (г.о. Подольск, мкрн. Климовск, проспект 50 лет Октября, д. 22) в отношении услуги по энергоснабжению помещений собственников многоквартирного дома с управляющей компанией заключен не был, возникли правоотношения непосредственно между потребителем услуги и ресурсоснабжающей организацией, что соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, МУП "СЕЗ" заключен с ПАО "Мосэнергосбыт" договор энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 22.07.2016 N 84120610, однако спорный многоквартирный дом был включен в перечень обслуживаемых домов после заключения дополнительного соглашения от 01.08.2017, то есть в августе 2017 года.
Следовательно, ранее 01.08.2017 у общества с управляющей компанией какие-либо правоотношения, оформленные договором энергоснабжения, по спорному дому отсутствовали в принципе, а в связи с фактическим потреблением электрической энергии конечными потребителями данного дома, договор энергоснабжения был заключен непосредственно с собственниками помещений многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае общество как гарантирующий поставщик электроэнергии (ресурсоснабжающая организация) было не вправе, а обязано в силу действующего законодательства, в целях недопущения проблем с энергоснабжением потребителей мкр. Климовск, взять на обслуживание граждан-потребителей в части оказания коммунальной услуги электроснабжения, в том числе потребленную на ОДН, и осуществлять с ними взаиморасчеты.
Из смысла пункта 2.9 договора от 22.07.2016 N 84120610 следует, что при выставлении платы за услуги энергоснабжения управляющей компании из общего объема потребленного коммунального ресурса, исчисленного исходя из показаний общедомового прибора учета, вычитаются показания индивидуальных приборов учета граждан-потребителей, в связи с чем, по договору третье лицо должно оплачивать лишь коммунальный ресурс, потребленный на общедомовые нужды многоквартирного дома.
Как обоснованно отмечено судами, возможные разногласия сторон гражданско-правовых отношений (ПАО "Мосэнергосбыт" и МУП "СЕЗ"), вытекающие из толкования договора и (или) порядка выставления платы за потребленный/полученный коммунальный ресурс, должны разрешаться в установленном претензионном или судебном порядке и не могут являться основанием для выдачи ресурсоснабжающей организации предписания об устранении таких возможных нарушений в административном порядке.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся по адресу: Московская область, г.о. Подольск, мкрн. Климовск, проспект 50-летия Октября, д. 22, от 09.10.2016 N 02 подлежал критической оценке. Оснований для иных выводов в данной части у судов не имелось.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Следовательно, правовые основания для начисления платы за электрическую энергию, фактически потребленную собственником квартиры, имелись, что отвечает основным принципам статьи 153 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации - платности предоставляемых коммунальных услуг.
Таким образом, возложение на ресурсоснабжающую организацию обязанности вернуть уплаченные потребителями денежные средства не будет отвечать принципу справедливости и разумности, может привести к неосновательному обогащению стороны по договору.
Исходя из изложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что выданное предписание от 26.01.2018 N 080Г/09-4237-27-9-2017 подлежало отмене, поскольку не соответствовало требованиям действующего законодательства Российской Федерации и возлагало на заявителя необоснованные обязательства.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 апреля 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2018 года по делу N А41-8682/18 оставить без изменения, кассационную жалобу Госжилинспекции Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.