г. Москва |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А40-202152/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Ворониной Е.Ю., Чалбышевой И.В.,
при участии в заседании:
от истца: не явка
от ответчика: Транкалан Ф.И. по дов. от 07.02.2017
от третьих лиц: не явка,
рассмотрев 13 сентября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ"
на решение от 13.02.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Нечипоренко Н.В.,
на постановление от 03.05.2018
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями А.И. Трубицыным, О.Г. Головкиной, Д.Н. Садиковой,
в деле по иску ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ"
к ПАО "МОЭСК",
третьи лица: ПАО "Мосэнергосбыт", ОАО "Трехгорная мануфактура", ООО "Кросс лайн",
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ" (далее - ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к публичному акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ПАО "МОЭСК", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 415 908,27 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Мосэнергосбыт", ОАО "Трехгорная мануфактура", ООО "Кросс лайн".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представленный ПАО "МОЭСК" отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец (заявитель кассационной жалобы) и третьи лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ" является сетевой организацией.
Между ПАО "Мосэнергосбыт" (заказчик) и ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ" (исполнитель-2), ПАО "МОЭСК" (исполнитель-1) заключен договор об оказании услуг по передаче электрической энергии от 16.09.2013 N 660-351 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 16.09.2013), предметом которого является оказание услуг по передаче электрической энергии исполнителем-1 и исполнителем-2 путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через последовательно соединенные технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю-1 и исполнителю-2 на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, до потребителей, присоединенных к объектам электросетевого хозяйства исполнителя-2, при этом заказчик обязуется оплачивать услуги по передаче электрической энергии исполнителю-1, в том числе услуги, оказанные исполнителем-2, по единому котловому тарифу, установленному органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в соответствии с договором, а исполнитель-1 оплачивает услуги, оказанные исполнителем-2 по индивидуальному тарифу, установленному в предусмотренном законом порядке.
Тарифы для взаиморасчетов истца и ответчика на второе полугодие 2015 года установлены постановлением РЭК Москвы от 29.06.2015 N 153-ээ.
Между ООО "Кросс лайн" (арендодатель) и ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ" (арендатор) заключен договор от 20.02.2015 N 02/2015-01 аренды электротехнического оборудования.
Между ОАО "Трехгорная мануфактура" (арендодатель) и ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ" (арендатор) заключен договор от 01.07.2015 N 07/2015-ДА аренды объектов электросетевого хозяйства, на основании которого истцом получены во временное владение и пользование объекты электросетевого хозяйства.
Полученные в аренду объекты электросетевого хозяйства использованы истцом при оказании услуг по трехстороннему договору об оказании услуг по передаче электрической энергии от 16.09.2013 N 660-351, однако затраты истца на содержание данных объектов электросетевого хозяйства не были учтены в тарифном решении на второе полугодие 2015 года, в связи с чем истец считает, что он вправе получить дополнительную плату за оказанные им услуги, а ответчик необоснованно удерживает стоимость услуг, оказанных посредством использования арендованных объектов электросетевого хозяйства.
Изменения в договор от 16.09.2013 N 660-351 в части изменения точек приема электрической энергии в связи с заключением истцом договоров аренды электросетевого хозяйства внесены дополнительными соглашениями от 11.01.2016 N ПР/2 и N ПР/3.
Определяющим признаком сетевой организации является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила N 861).
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования)).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Основ ценообразования).
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел".
Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной необходимой валовой выручки (далее - НВВ) каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Как следует из принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также пунктов 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний N 20-э/2, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем НВВ. При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа.
Из указанных правовых норм следует, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.
По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.
Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования.
Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по не зависящим от этих организаций причинам (пункт 7 Основ ценообразования, пункт 20 Методических указаний N 20-э/2). Искусственное создание ситуации, влекущей убытки, к таким случаям не относится.
В то же время критерии оценки обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии одинаковы для всех сетевых организаций, а законодательством предусмотрены механизмы, позволяющие распределить между сетевыми организациями совокупную НВВ, не нарушая по существу экономическое обоснование тарифного решения и не применяя указанные выше меры тарифного регулирования.
Так, пунктом 6 Основ ценообразования установлен принцип сохранения тарифов для полного правопреемника сетевой организации, а пунктом 18 предусмотрена возможность утверждения тарифа в течение периода регулирования для новой сетевой организации.
Судами установлено, что ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ" получило в аренду объекты, в отношении которых в том же периоде регулирования, тарифное регулирование отсутствовало.
Расчет стоимости услуг по тарифу, который в том же периоде регулирования превышал экономически обоснованную цену на эти услуги (тариф для пары ответчика, истца), приводит к дисбалансу в распределении совокупной НВВ, установленному тарифным решением, нарушает экономические интересы сетевых организаций, ведет к значительным убыткам и, как следствие, влечет необоснованный рост тарифов, что противоречит принципам государственного регулирования цен (абзац 9 пункта 1 статьи 6, абзацы 2, 3 пункта 2 статьи 23 Закона N 35-ФЗ). В этом случае риск предпринимательской деятельности, связанной с приобретением дополнительных объектов электросетевого хозяйства и оказанием с их помощью услуг в течение периода регулирования, лежит на сетевой организации, которая приобрела эти объекты, то есть в рассматриваемом случае на ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ".
После приобретения в аренду спорных электрических сетей ООО "ТЕХПРОМЭКСПЕРТ" не предприняло каких-либо мер к утверждению нового тарифа в течение периода регулирования с учетом новых сетей (объектов), что привело к возникновению у истца основания к предъявлению требования об оплате услуг, оказанных посредством использования сетей, не учтенных при тарифном регулировании, по цене, легитимно установленной истцу, соответственно, к возникновению у истца дополнительных доходов, а у ответчика - экономически необоснованных убытков. Доказательств иного истцом не представлено.
Оценив и исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку истцом не представлено доказательств того, что он обращался в регулирующий орган для установления индивидуального тарифа на спорный период с учетом полученных в аренду объектов электросетевого хозяйства. Истец как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на свой риск, действуя разумно и добросовестно, должен был предпринять все зависящие от него меры к утверждению нового тарифа в течение периода регулирования с учетом новых сетей (объектов электросетевого хозяйства).
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает отказ в удовлетворении исковых требований по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 65, 68, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителем.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 по делу N А40-202152/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.