г. Москва |
|
27 сентября 2018 г. |
Дело N А40-209631/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2018.
Полный текст постановления изготовлен 27.09.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Красновой С.В., Петровой Е.А.,
при участии в заседании:
от ПАО "ФСК ЕЭС" - Балюк Н.Н.- доверен.от 07.04.17г.
от Управления Росреестра по Москве - Скиперский А.С. - доверен.от 21.12.2017 г. N 42428/17
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Управления Росреестра по Москве на решение от 16 марта 2018 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Васильевой И.А., и постановление от 21 июня 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Пронниковой Е.В., Румянцевым П.В., Бекетовой И.В.,
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, направленного уведомлением от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 о приостановлении государственной регистрации права ПАО "ФСК ЕЭС" на Открытое распределительное устройство (кадастровый номер 77:07:0012006:5250), расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, 45-А, и об обязании Управления Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ПАО "ФСК ЕЭС" путем проведения государственной регистрации права собственности ПАО "ФСК ЕЭС" на Открытое распределительное устройство (кадастровый номер 77:07:0012006:5250), расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, 45-А, и выдать выписку из Единого государственного реестра прав о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2018 по делу N А40-209631/17 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А40-209631/17 отменить и принять новый судебный акт, которым отказать по заявленным требованиям к Управлению.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды не учли, что по договору аренды земельный участок предоставлен для эксплуатации электрической подстанции N 214 и благоустройства территории, а не для целей строительства, проект планировки не предусматривает возможность нового строительства, суды неправомерно указали на реконструкцию объекта, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А40-209631/17 отменить и принять новый судебный акт, которым отказать по заявленным требованиям к Управлению.
Общество доводы кассационной жалобы отклонило, просило судебные акты оставить в силе.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судами, Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Приказом Минпромэнерго России от 23.11.2005 N 325 ПС 500 кВ "Очаково" N 214 (далее также - Подстанция), размещенная на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:13, площадью 148816 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 45-А, отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети.
На основании договора аренды земель в г. Москве от 11.05.1995 N М-07-002231 обществу предоставлено право аренды земельного участка для эксплуатации электрической подстанции N 214.
Подстанция куплена ОАО "ФСК ЕЭС" на основании договора купли-продажи ПС 500 кВ "Очаково" N 214 от 20.12.2013 N ДКП/07-13/ПС-Очаково/208-2013.
На основании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 11.05.1995 N М-07-002231 права и обязанности по договору аренды в полном объеме перешли к ОАО "ФСК ЕЭС" с момента государственной регистрации права собственности на подстанцию (запись регистрации от 07.02.2014 N 77-77-07/014/2014-390).
В целях эксплуатации Подстанции ПАО "ФСК ЕЭС" осуществляет реконструкцию Подстанции в рамках титула "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ".
При этом, в ходе реконструкции образовались новые объекты капитального строительства, в том числе Открытое распределительное устройство (кадастровый номер 77:07:0012006:5250).
09.08.2017 ПАО "ФСК ЕЭС" в целях государственной регистрации права собственности на вновь образованные в ходе реконструкции Подстанции объекты обратилось в Управление с заявлением N 77/007/225/2017-2012 о регистрации права собственности на объект - Открытое распределительное устройство.
22.08.2017 Управление принято решение N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 о приостановлении государственной регистрации права собственности до 21.11.2017 на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, а именно, по причине непредставления заявителем документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка заявителю для целей строительства.
Указанное решение Управления послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусматривает, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (ч. 1 ст. 14).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 18).
При этом, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости согласно п. 5 ч. 8 ст. 41 Закона N 218-ФЗ является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из положений ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ следует, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
При этом, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В материалы настоящего дела представлен Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 от 05.03.2015 N RU76000-014505, подготовленный Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, в пункте 2.1 которого содержится информация о разрешенном использовании земельного участка, основным видом которого является энергетика (6.7), вспомогательными видами разрешенного использования объектов капитального строительства согласно ГПЗУ установлены: виды использования, технологически связанные с основными видами использования объектов капитального строительства.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, из которого следует, что наименование вида разрешенного использования земельного участка - энергетика (6.7) предусматривает размещение объектов электросетевого хозяйства, к которым относится Подстанция. Размещение объекта предусматривает его строительство, реконструкцию и эксплуатацию.
Пунктом 2.2.2 ГПЗУ установлено предельное количество этажей зданий, строений, сооружений для объектов нового строительства, в число которых включены и шунтирующие реакторы, а п. 2.2.3 ГПЗУ установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка: для существующих зданий - предельная застроенность по существующему положению, для объектов нового строительства - предельная застроенность не установлена. При этом, п. 2.2.4 ГПЗУ содержит иные показатели нового строительства.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно положениям ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ и Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения", зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2017 N 46880), ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом.
Таким образом, ГПЗУ не содержит ограничений по строительству объектов, а наоборот предусматривает возможность нового строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Судами установлено, что проект планировки части территории производственной зоны N 37 "Северное Очаково" утвержден Постановлением Правительства Москвы от 09.08.2016 N 499-ПП.
Указанным проектом предусмотрена реконструкция с комплексным техническим перевооружением электроподстанции "Очаково" 500 кВ с выходами воздушных линий электропередачи и воздушно-кабельных линий 220 кВ.
На основании разрешения на строительство, выданного Правительством Москвы 29.12.2016 N 77-176000-013833-2016, подстанция была реконструирована.
07.12.2015 утверждено положительное заключение государственной экспертизы N 1641-15/ГГЭ-8736/02 на объект капитального строительства "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ", зарегистрированное в реестре за N 00-1-4-4333-15.
Судами установлено, что установка шунтирующих реакторов 500 кВ", введены в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного Правительством Москвы 27.04.2017 N 77-176000-007872-2017, в котором объект - Открытое распределительное устройство поименовано отдельно.
Согласно выписке из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.05.2017 - Открытое распределительное устройство размещено на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:13, объекту присвоен кадастровый номер 77:07:0012006:5250.
Из материалов дела следует и установлено судами, что при размещении спорного объекта расширения земельного участка не требовалось, объект размещен в рамках существующего земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13. При этом, в составе проектной документации предусмотрено сооружение Открытое распределительное устройство.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к правомерному выводу о том, что в ходе реконструкции был образован новый объект капитального строительства - Открытое распределительное устройство. При этом, указанный объект образован на основании разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы, в соответствии с ГПЗУ и Проектом планировки территории, введен в эксплуатацию в установленном порядке.
Более того, собственник земельного участка был осведомлен о реконструкции и возведении нового объекта капитального строительства. Департаментом городского имущества города Москвы подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11.05.1995 N М-07-002231 о переходе прав и обязанностей по Договору в полном объеме к ОАО "ФСК ЕЭС".
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что реконструкция подстанции не противоречит цели использования земельного участка, установленной в договоре аренды, реконструкция объектов осуществлена в целях оптимальной эксплуатации, создание в ходе реконструкции объектов капитального строительства не противоречит законодательству Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 марта 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2018 года по делу А40-209631/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи: |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.