г. Москва |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А41-4643/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Кузнецова В. В., Шевченко Е. Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - Филоненко О.В. по доверен. от 19.01.2018,
рассмотрев 02 октября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 18.05.2018
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Семеновой А. Б.,
на постановление от 01.08.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратьевой Н. А., Диаковской Н. В., Иевлевым П. А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элинар-ИЖС"
к Администрации Наро-Фоминского городского округа, Комитету по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
о признании незаконным решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка
УСТАНОВИЛ: ООО "Элинар-ИЖС" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Наро-Фоминского Городского округа, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа (далее заинтересованные лица) с требованиями:
- о признании незаконным решения Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99, изложенного в письме от 23.10.2017 N В503-7435592774-760 9459;
- об обязании Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99 площадью 38103 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Атепцевское, ЗАО "Элинар", с вида разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "ведение дачного хозяйства".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.05.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018, заявленные требования удовлетворены.
Комитетом лесного хозяйства Московской области подана кассационная жалоба, согласно которой третье лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация, Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие. Федеральным агентством лесного хозяйства представлен письменный отзыв.
Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа заявил о рассмотрении жалобы без его участия, неявка лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель ООО "Элинар-ИЖС" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что ООО "Элинар-ИЖС" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 38 103 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Атепцевское, ЗАО "Элинар".
В соответствии с Генеральным планом сельского поселения Атепцевское Наро-Фоминского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 06.06.2017 N 7/104, земельный участок с кадастровым номером 50:26:0120702:99 включен в границы функциональной зоны "Зона дачного хозяйства, садоводства и огородничества (СХ-2)".
ООО "Элинар-ИЖС" обратилось в Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99 с разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "ведение дачного хозяйства".
Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района письмом от 23.10.2017 N В503-7435592774-7609459 отказал в изменении вида разрешенного использования участка, сославшись на принятое Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области решение об отказе в согласовании изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка. Данное решение Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области принято с учетом информации Комитета лесного хозяйства Московской области о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда.
Полагая указанный отказ незаконным, ООО "Элинар-ИЖС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 г., признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 названного закона в случае, если до 01 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Суды установили, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0120702:99, возникло у собственника данного земельного участка 12.09.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, то есть до 01.01.2016.
Доказательства, что спорный земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации, в суд не представлены.
Определение наличия наложений земельных участков на земли лесного фонда Комитетом лесного хозяйства Московской области осуществлено при помощи региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области.
Суды установили, что надлежащие доказательства пересечения (наложения) границ земельного участка общества с землями лесного фонда не представлены; сведения о границах участка лесного фонда, содержащиеся в государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области", не являются такими доказательствами без представления материалов землеустройства и лесоустройства, планов лесных участков (планшетов).
Суды пришли к выводу, что решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области об отказе в согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка не может в нарушение действующего законодательства являться основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно Генеральному плану сельского поселения Атепцевское НароФоминского муниципального района Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:26:0120702:99 расположен в функциональной зоне СХ2 - "Зона дачного хозяйства, садоводства и огородничества". Указанная зона в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N 540, предусматривает следующие виды разрешенного использования: ведение огородничества, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства.
Суды установили, что оснований для отказа ООО "Элинар-ИЖС" в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99 с разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "ведение дачного хозяйства" не имелось.
При таких обстоятельствах суды пришли правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99, изложенное в письме от 23.10.2017 N В503-7435592774-760 9459.
Вывод судов соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (часть 5 статьи 201 Кодекса).
Суд, установив незаконность решения Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99, изложенного в письме от 23.10.2017 N В503-7435592774-760 9459, правомерно обязал Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0120702:99 площадью 38103 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Атепцевское, ЗАО "Элинар", с вида разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "ведение дачного хозяйства".
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.05.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу N А41-4643/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
В. В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.