г. Москва |
|
16 октября 2018 г. |
Дело N А40-201889/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Кузнецова В.В., Латыпова Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя: неявка уведомлен;
от заинтересованного лица: Симкина Ю.В. по дов. от 21.05.2018;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев 10 октября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 26 марта 2018 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Гамулиным А.А.
на постановление от 05 июля 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Суминой О.С., Марковой Т.Т.,
по делу N А40-201889/2017
по заявлению ООО "СтройМир"
к Федеральному агентству лесного хозяйства,
третье лицо: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,
о признании недействительным решения;
установил:
ООО "СтройМир" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федерального агентства лесного хозяйства от 27.07.2017 от отмене правового акта N 22.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, агентство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представитель кассатора в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и отражены в графике судебных заседаний на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Судами установлено, что 28.06.2017 Министерством было издано распоряжение N 900 об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 73:19:013601:340, имеющего местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район:
земельный участок с условным номером 73:19:013601:340:ЗУ1, имеющий местоположение: Ульяновская область, МО "Ульяновский район", Ульяновское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, квартал 25 выдел 22, площадью 197 кв. м, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности, категория земель - земли лесного фонда;
земельный участок с условным номером 73:19:013601:340:ЗУ2, имеющий местоположение: Ульяновская область, МО "Ульяновский район", Ульяновское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, квартал 25 выдел 22, площадью 4 237 кв. м, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности, категория земель земли лесного фонда.
Указанные участки являются лесными участками.
В соответствии с распоряжением Министерства от 28.06.2017 N 900 земельные участки образуются в соответствии с утвержденными схемами расположения участков.
27.07.2017 Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации составлено заключение о том, что распоряжение N 900 нарушает положения ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказа Минприроды России от 03.02.2017 N 54, не соответствует требованиям лесного законодательства Российской Федерации.
Решением агентства от 27.07.2017 N 2 решение Министерства от 28.06.2017 N 900 отменено.
В обоснование доводов, Агентство указало, что спорные земельные участки могут быть образованы только в соответствии с проектной документацией, т.к. являются лесными, судом нарушены нормы материального права, а выводы судов, противоречат обстоятельствам дела, в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций указано, что решение об отмене правового акта от 27.07.2017 N 22 Федерального агентства лесного хозяйства признается недействительным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Агентство указывает, что при вынесении решения суды не учли, что Решением Рослесхоза от 27.07.2017 N 22 было отменено распоряжение Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской г от 28.06.2007 N 900 "Об утверждении схемы расположения земельных в на кадастровом плане территории" (далее по тексту - распоряжение N 900), которое нарушает положения ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) и ст. 70.1 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Данное распоряжение было подготовлено Министерством сельского, лесного и природных ресурсов Ульяновской области на основании заявления ООО "СтройМир", являющегося арендатором земельного участка, вид разрешенного использования лесного участка: осуществление рекреационной деятельности.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суды сослались на обстоятельства того, что в п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены документы, на основании любого из которых может быть образован земельный участок, одним из таких документов является проектная документация лесного участка (пп. 2 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации), из буквального содержания ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что лесные участки могут образовываться исключительно на основании проектной документации, что положение п. 2 ст. 11.3 данного кодекса не распространяется на лесные участки, из содержания ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации "Проектирование лесных участков" также не следует такой вывод.
Между тем, судами не учтено следующее
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документации лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство.
Согласно части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
В соответствии со статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков.
Подготовка проектной документации лесного участка осуществляется, если лесной участок образован для предоставления в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В иных случаях образование участка из земель лесного фонда может осуществляться на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом, положения п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ не относимы к настоящему спору, поскольку предусматривают перечень исключительных случаев, при которых образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п.п.1 п.1 ст. 11.3 ЗК РФ), образование земельного участка в рамках оспариваемого акта не подпадает под указанный выше исключительный случай, так как указанная деятельность является рекреационной.
В соответствии со статьей 3 ЗК РФ и статьей 3 ЛК РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными Федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с градостроительным кодексом РФ; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков.
В силу положений статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесных участков осуществляется при проектировании лесных участков, в которой указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Сведения, произведенные в графической и текстовой форме проектной документации лесного участка, в первую очередь являются основанием для образования земельного участка и учета лесных участков в составе земель лесного фонда (статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 6 ст. 70.1 ЛК РФ подготовка проектной документации лесного участка осуществляется для предоставления в постоянное (бессрочное) использование, аренду, безвозмездное пользование, за исключением случаев, предусмотренного п.п.5 п.3 ст. 11.3 ЗК РФ.
Таким образом, исходя из положений ст. 11.3 ЗК РФ и ст. 70.1 ЛК РФ при предоставлении в аренду лесного участка для осуществления рекреационной деятельности должна быть подготовлена проектная документация. Тогда как Распоряжением N 900 в нарушение указанных норм, лесные участки образованы в соответствии со схемой расположения лесного (земельного) участка,
Учитывая вышеизложенное, распоряжение Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 28.06.2017 N 900 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории" вынесено в нарушение положений статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации и не соответствует требованиям лесного законодательства Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2018 года и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2018 года по делу N А40-201889/2017 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "СтройМир" о признании недействительным решения Федерального агентства лесного хозяйства от 27.07.2017 N 22 отказать.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.