город Москва |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А40-173218/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Синегузова Т.В., доверенность от 31.08.2018;
от заинтересованного лица: Шиляев А.П., доверенность от 10.03.2017;
от третьих лиц: от Казначейства России: Седой Е.И., доверенность от 18.01.2017; от Управления Федерального казначейства Забайкальского края: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 10 октября 2018 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Минфина России и третьего лица - Казначейства России
на решение от 14 марта 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление от 06 июня 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Суминой О.С., Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-173218/17
по заявлению Минэкономразвития Забайкальского края
об оспаривании приказа
к Минфину России,
третьи лица: Казначейство России, Управление Федерального казначейства Забайкальского края,
УСТАНОВИЛ:
Минэкономразвития Забайкальского края обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минфину России о признании незаконным приказа Минфина России от 22.06.2017 N 475 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в сумме 305.628 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Казначейство России и Управление Федерального казначейства Забайкальского края.
Решением от 14 марта 2018 года Арбитражный суд города Москвы признал незаконным приказ Минфина России от 22.06.2017 N 475 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в сумме 305.628 руб.; обязал Минфин России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минфин России и Казначейство России обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Управление Федерального казначейства Забайкальского края, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица - Казначейства России поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, приказом Минфина России от 22.06.2017 N 475 принято решение о применении бюджетной меры принуждения в отношении Правительства Забайкальского края (Минэкономразвития Забайкальского края) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в сумме 305.628 руб.
Обжалуемый приказ вынесен в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с выявлением факта нецелевого использования субсидии из федерального бюджета бюджетом субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Подпрограмма), предоставленной в 2016 году Минэкономразвитием России в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках Подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 (далее - Правила) и Соглашением между Минэкономразвитием России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 13.07.2016 N 058-МБ-16, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 13.06.2017 N 07-04-04/09-848..
Извещение от 23.06.2017 N 20-02-02/39837 о принятии решения о взыскании из бюджета Забайкальского края и перечислении в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 305.628 руб. направлено Минфином России в адрес Федерального казначейства.
Денежные средства в размере 305.628 руб. взысканы с бюджета Забайкальского края платежным поручением от 28.06.2017 N 238264 и фактически списаны с лицевого счета администратора доходов бюджета (Минэкономразвития Забайкальского края) N 04912022750.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Согласно статье 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
Согласно пункту 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 71 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" и пункту 102 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н, уведомление о применении бюджетной меры принуждения содержит описание совершенного бюджетного нарушения.
Уведомление не содержит конкретных мер принуждения в отношении заявителя, ограничивающих его права в финансово-бюджетной сфере, а только указывает на то, что за совершение нарушения предусматривается применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Само по себе уведомление о применении бюджетных мер принуждения не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и не влечет неблагоприятные юридические последствия.
В силу положений статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 N 74н, финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, а Федеральное казначейство применяет бюджетные меры принуждения, в соответствии с решениями финансового органа об их применении.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Следовательно, уведомление, направленное в адрес финансового органа, является основанием для решения вопроса о принятии бюджетных мер принуждения либо об отказе в применении бюджетных мер принуждения. Отсутствие в уведомлении оснований для применения бюджетных мер принуждения является основанием для принятия решения об отказе в применении мер бюджетного принуждения в соответствии с пунктом 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основанием для применения такой меры принуждения, как бесспорное взыскание денежных средств, является такой вид бюджетного нарушения, как нецелевое использование денежных средств. Поскольку в уведомлении отсутствовали основания для применения бюджетной меры (в описываемых в уведомлении фактах отсутствует нецелевое использование Минэкономразвития Забайкальского края денежных средств), Минфин России должен был вынести решение об отказе в применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания денежных средств.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае в уведомлении Федерального казначейства от 13.06.2017 N 07-04-04/09-848 отсутствовали основания для применения бюджетных мер принуждения, так как Минэкономразвитием Забайкальского края не допущено нецелевого использования денежных средств.
Так, Управлением Федерального казначейства Забайкальского края проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы в 2016 году.
Актом выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы в 2016 году от 13.04.2017 Управлением Федерального казначейства Забайкальского края выявлено нарушение Минэкономразвитием Забайкальского края требований статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5.2.1 Условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167 (далее - Условия конкурсного отбора, Приказ N 167), пункта 6.1 Порядка конкурсных отборов, утвержденных приказом Минэкономразвития Забайкальского края от 26.07.2016 N 80-од (далее - Порядок конкурсных отборов), то есть нецелевое использование денежных средств, выраженное в предоставлении Минэкономразвитием Забайкальского края субсидии на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредиту на приобретение оборудования ИП Николян Хорену Альбертовичу в то время, как одна из целей кредита (приобретение легкового автомобиля и пополнение оборотных средств) в сумме 1.544.700 руб. (38,62% от суммы кредита) не соответствует Условиям конкурсного отбора; к заявке на конкурсный отбор получателем субсидии (ИП Николян Х.А.) предоставлен договор на приобретение автотранспорта (хлебовозов) на сумму меньшую (2.455.300 руб.), чем суммы кредита (4.000.000 руб.); сумма субсидии из федерального бюджета, перечисленная Минэкономразвитием Забайкальского края на возмещение части затрат ИП Николян Х.А., связанных с уплатой процентов по кредиту, выданному на приобретение легкового автомобиля и пополнение оборотных средств, составила 118.033,53 руб.
Таким образом, актом выездной проверки установлено, что Минэкономразвитием Забайкальского края в декабре 2016 года допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств федерального бюджета и оплате денежных обязательств по субсидированию процентной ставки по кредиту, предоставленному ИП Николян Х.А., в сумме 118.033,53 руб.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно Подпрограмме, ее целью и задачами является увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации, обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращение издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.04.2014 N 220 утверждена Государственная программа Забайкальского края "Экономическое развитие". Целью и задачами программы является создание условий для устойчивого роста экономики Забайкальского края, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка.
Законом Забайкальского края от 23.12.2014 N 1116-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" в приложении N 11 "Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов" закреплено предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Условий конкурсного отбора, субъектам Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также пунктом 6.1 Порядка конкурсных отборов для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие", субсидии федерального бюджета направляются на субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).
Судами установлено, что ИП Николян Х.А. подана заявка на участие в конкурсном отборе для предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитному договору от 22.08.2014 N 23-51/006-14 (за период с 08.10.2015 по 07.12.2016). Кредитные средства привлечены субъектом малого предпринимательства для реализации инвестиционного проекта "Организация хлебопекарного производства в селе Казаново Шилкинского района". В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора кредитор открывает заемщику кредитную линию и обязуется предоставить заемщику кредиты в пределах лимита выдачи, установленного размере 4.000.000 руб. В соответствии с пунктом 2.2.1 кредитного договора целью его получения является приобретение хлебовозов, легкового автомобиля, пополнение оборотных средств. К заявке на участие в конкурсном отборе ИП Николян Х.А. были приложены документы, в том числе:
- договор поставки автомобиля от 25.07.2014 N 9 (хлебные фургоны в количестве 3 шт.) на сумму 2.455.300 руб.;
- платежные поручения от 14.08.2014 N 347363, от 27.08.2014 N 355290, от 11.09.2014 N 364731, от 17.10.2014 N 389125, от 09.10.2014 N 383780, от 11.09.2014 N 364733, N 364770, от 16.09.2014 N 367900.
Протоколом решения Конкурсной комиссии от 15.12.2016 N 35 ИП Николян Х.А. признан одним из победителей конкурсного отбора, в связи с чем 16.12.2016 Минэкономразвитием Забайкальского края с ИП Николяном Х.А. заключено Соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, N 92 на сумму 305.628 руб. Средства субсидии перечислены ИП Николяну Х.А. на основании заявки на кассовый расход от 21.12.2016 N МЭ001256, платежным поручением от 21.12.2016 N 576721.
В соответствии с Условиями конкурсного отбора, а также Порядком конкурсных отборов, субсидированию подлежат не расходы субъекта предпринимательства на приобретение оборудования, а возмещение затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение оборудования, из расчета не более трех четвертых ключевой ставки Банка России, действовавшей на день уплаты процентов, но не более 70% от фактически произведенных затрат на уплату процентов по кредитам. ИП Николян Х.А. привлек денежные средства по кредитному договору N 23-51/006-14. Целевое использование кредита, в том числе на приобретение оборудования, подтверждено приложенным к заявке договором поставки трех хлебных фургонов (договор поставки автомобиля от 25.07.2014 N 09). Расчет субсидии не зависит от суммы, израсходованной на приобретение оборудования. При этом нормативные акты не содержат требований о том, что кредит должен быть оформлен только на одну цель - приобретение оборудования, что оборудование должно быть приобретено на всю сумму кредита и сумма приобретенного оборудования должна покрывать сумму субсидии.
Кроме этого, фактически ИП Николяном Х.А. на средства, привлеченные по кредитному договору от 22.08.2014 N 23-51/006-14, приобретены: хлебные фургоны в количестве 3 штук, общей стоимостью 2.455.300 руб. (договор поставки от 25.07.2014 N 9); грузовой-рефрижератор ISUZU ELF стоимостью 500.000 руб. (договор купли-продажи транспортного средства от 14.10.2014); грузовой-бортовой TOYOTA TOWN АСЕ, стоимостью 300.000 руб. (договор купли-продажи транспортного средства от 08.10.2014); грузовой-бортовой TOYOTA TOWN АСЕ, стоимостью 350.000 руб. и грузовой-бортовой NISSAN CONDOR, стоимостью 400.000 руб. (договор купли-продажи транспортного средства от 15.11.2014). Все транспортные средства имелись в наличии и использовались предпринимателем в целях реализации инвестиционного проекта: "Организация хлебопекарного производства в селе Казаново, Шилкинского района").
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что фактическое использование кредитных средств полностью соответствует установленным целям кредитного договора, а кредитный договор соответствует условиям предоставления субсидии. В соответствии с пунктом 2.2.1 кредитного договора от 22.08.2014 N 23-51/006-14 на сумму 4.000.000 руб. целью его получения является приобретение хлебовозов, легкового автомобиля, пополнение оборотных средств. При этом договором не установлена пропорциональность целей и суммы кредита, то есть заемщик имеет право использовать сумму кредита на любые установленные договором цели, в любой пропорциональности.
Договоры купли-продажи транспортных средств от 08.10.2014, 14.10.2014, 15.11.2014, подтверждающие полное использование кредитных средств на приобретение оборудования, фактически имелись в Минэкономразвития Забайкальского края и исследовались Конкурсной комиссией при рассмотрении указанной заявки, поскольку ИП Николян Х.А. в 2015 году участвовал в аналогичном конкурсном отборе, по результатам которого также было принято решение о предоставлении ИП Николяну Х.А. субсидии (возмещение процентов за период с 22.08.2014 до 07.10.2015), и указанные договоры были приложены им к заявке 2015 года. При этом выездной проверкой соблюдения условий предоставления субсидий за 2015 год Управление Федерального казначейства Забайкальского края нарушений в отношении указанного субъекта малого предпринимательства не выявило. Получение субъектом малого предпринимательства субсидии в 2015 году не исключает возможности повторно обратиться за получением субсидии в 2016 году, при этом субсидируется новый период оплаты процентов по кредиту. Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Минэкономразвитием Забайкальского края соблюдены все требования предоставления указанной субсидии.
Согласно пункту 5.1.1 Приказа N 167, субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется по следующим видам оборудования: оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станков, приборов, и т.д.
Таким образом, является доказанным факт приобретения ИП Николян Х.А. оборудования (грузовых транспортных средств по договорам купли-продажи от 08.10.2014, 14.10.2014, 15.11.2014), использование кредитных средств по целевому назначению, и соблюдение Минэкономразвития Забайкальского края условий конкурсного отбора.
Денежные средства были перечислены субъекту предпринимательства с кода бюджетной классификации 025-0412-0320250640-810-(260), установленного для данного вида субсидирования.
Денежные средства направлены именно на цели, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, государственной и региональной подпрограммой "Развитие малого и среднего предпринимательства" программы "Экономическое развитие", Законом о бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Забайкальского края.
Действия Минэкономразвития Забайкальского края направлены на достижение цели субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства - на субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).
Направление расходования средств государственной программы, Минэкономразвития Забайкальского края не изменяло.
Суды обоснованно сочли, что доказанным является и соблюдение Минэкономразвития Забайкальского края принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, изложенного в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации и означающего, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Обстоятельства отсутствия в действиях Минэкономразвития Забайкальского края по субсидированию ИП Николян Х.А. бюджетного нарушения подтверждены судебными актами Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-9173/17.
Соглашаясь с позицией Минфина России и Казначейства России о том, что судебные акты по делу N А78-9173/17 преюдициального значения по смыслу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для настоящего дела не имеют, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учли следующее.
Согласно указанной процессуальной норме, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По смыслу приведенной правовой нормы преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной и (или) резолютивной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Правом опровержения установленных фактов обладает новое участвующее в деле лицо, не привлекавшееся к участию по ранее рассматриваемому делу, так как для него указанные факты не обладают преюдициальным значением.
В тоже время высшими судебными инстанциями неоднократно высказывалась правовая позиция, согласно которой, если в двух самостоятельных делах дается оценка одним обстоятельствам, оценка, данная судом обстоятельствам, которые установлены в деле, рассмотренном ранее, принимается во внимание судом, рассматривающим второе дело.
Кроме этого, актом выездной проверки Управление Федерального казначейства Забайкальского края выявлено нецелевое использование бюджетных средств в части возмещения части затрат ИП Николяна Х.А., связанных с уплатой процентов по кредитному договору от 22.08.2014 N 23-51/006-14, в размере 118.033,53 руб. Однако приказом Минфина России от 22.06.2017 N 475 с бюджета Забайкальского края взыскана сумма в размере 305.628 руб.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что бюджетная мера принуждения в отношении Правительства Забайкальского края (Минэкономразвития Забайкальского края) в части размера является необоснованной, в связи с чем, обжалуемый приказ Минфина России не соответствует закону.
Отсутствие у Минфина России полномочий на ревизию Управления Федерального казначейства Забайкальского края о применении бюджетных мер принуждения не означает возможность ее применения при отсутствии факта нарушения бюджетного законодательства.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 марта 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2018 года по делу N А40-173218/17 оставить без изменения, кассационные жалобы Минфина России и Казначейства России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.