г. Москва |
|
25 октября 2018 г. |
Дело N А40-5331/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Филиной Е.Ю.,
судей Ворониной Е.Ю., Завирюха Л.В.,
при участии в заседании:
от истца: Мельников И.В., доверенность от 26.02.2018;
от ответчиков:
от Министерства финансов Российской Федерации: Белицкая В.Е., доверенность N 01-10-08/38 от 21.06.2017;
от Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации: Казюлина Д.В., доверенность N П-19-7 от 09.01.2018;
рассмотрев 18 октября 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу АО "Экспресс Приморья"
на решение от 06 апреля 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Иканиным Д.В.,
на постановление от 10 июля 2018 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яремчук Л.А., Елоевым А.М., Юрковой Н.В.,
по иску АО "Экспресс Приморья"
к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты населения Российской Федерации,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Экспресс Приморья" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации (далее - ответчики) о взыскании убытков в размере 10 687 158 руб. 90 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2018 года решение Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АО "Экспресс Приморья" подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2018 года и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы истец ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает, что судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил оспариваемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Представители ответчиков возражали против доводов кассационной жалобы, в заседании суда кассационной инстанции ходатайствовали о приобщении в материалы дела отзывов на кассационную жалобу, которые судом удовлетворены в отсутствие возражений со стороны истца.
Обсудив заявленные доводы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Судами установлено, что во исполнение Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", 27.12.2013 года между ОАО "Экспресс Приморья" (исполнитель) и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (заказчик) заключен государственный контракт на оказание услуги по перевозке граждан - получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении N 13-К-12-Т-291, предметом которого является обеспечение исполнителем перевозки лиц, имеющих право на предоставление им услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренный статьей 6.4 Федерального закона "О государственной социальной помощи", категории которых, указаны в приложении N 1 к государственному контракту, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года (услуга).
В обоснование исковых требований истец указал, что в течение 2014 года осуществил перевозку 680 748 граждан - получателей социальной услуги по территории Приморского, Хабаровского краев, Амурской и Еврейской автономной области без взимания с них платы за проезд на общую сумму 56 289 851 руб. 90 коп. Убытки истца представляют собой разницу между суммой не полученной истцом от потребителей - получателей социальной услуги и суммой компенсации из бюджета 45 602 693 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон) к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи.
Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Постановлением от 29 декабря 2004 года N 864 Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6.2 Закона в набор социальных услуг для граждан-получателей социальной услуги, перечень которых определен в статье 6.1 Закона, входит бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
Цена государственного контракта была рассчитана заказчиком в соответствии с формулой, предусмотренной в пункте 24 (1) Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 (далее - Правила N 864).
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328, и пунктом 2 государственного контракта перевозчик обеспечивает перевозку граждан - получателей социальной услуги без взимания с них платы за проезд в период действия государственного контракта без ограничения числа поездок и маршрута следования.
Судами установлено, что обязательства Российской Федерации перед истцом, установленные государственным контрактом, выполнены в полном объеме в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями.
Одной из мер социальной поддержки отдельных категорий граждан является обеспечение правом бесплатного (льготного) проезда на пригородном железнодорожном транспорте. Такая мера поддержки реализуется не за счет возложения на отдельные коммерческие организации социальных обязательств публичного образования, а за счет компенсации организациям железнодорожного транспорта понесенных ими расходов.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в действовавшей в спорный период редакции) потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данные нормы регулируют правоотношения по возмещению потерь (расходов) в результате установления Российской Федерацией либо субъектом Российской Федерации льгот и преимуществ по провозной плате, тарифам, сборам и плате на транспорте общего пользования.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 29.12.2004 N 864 в пределах его компетенции во исполнение возложенной на него статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" обязанности.
Такое возмещение расходов не является вознаграждением коммерческой организации, включающим меру прибыли от ведения предпринимательской деятельности, и рассчитывается в соответствии с законом на основании нормативного акта органа, осуществляющего государственно-властные полномочия.
Исходя из нормативных положений Постановления N 864, Правил и условий подписанного сторонами государственного контракта, цена контракта являлась фиксированной, оплата по фактической стоимости оказанных услуг не предусмотрена, в связи с чем, правомерны выводы судов о том, что требования истца заявлены за рамками договорных правоотношений и являются необоснованными.
Судами обоснованно указано, что данные автоматизированных систем Автоматизированной системы управления "Экспресс" подтверждают исключительно факт предоставления билетов, но не доказывают факт проезда гражданина - получателя набора социальных услуг на основании этих билетов по определенному маршруту, стоимость которого истец включают в сумму убытков; в рамках государственного контракта перевозчик представлял исключительно статистические сведения, в которых указано только количество перевезенных граждан, без указания сведений о маршрутах их следований и фактической стоимости проезда, поскольку предоставление иных сведений государственным контрактом не предусмотрено.
Суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении требования о взыскании убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, поскольку Министерство финансов Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации исполнили свои обязанности по возмещению транспортной организации расходов, отсутствует состав гражданского правонарушения в соответствии с положениями статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными, обоснованными и соответствующими примененным положениям закона и иных нормативных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанций.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2018 года по делу N А40-5331/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.